Задержание физического лица

Статья 27.3. КоАП РФ Административное задержание | ГАРАНТ

Задержание физического лица

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.

3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

См. текст пункта 5 части 1 статьи 27.3

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.

12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу;

См. текст пункта 8 части 1 статьи 27.3

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.

88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.

3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Источник: https://base.garant.ru/12125267/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Если полиция задержала: порядок действий

Задержание физического лица

Задержание – это принудительная мера процессуального характера, заключающаяся в кратковременной изоляции гражданина от общества в связи с совершением противоправного деяния либо в иных случаях в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

  1. Уголовное задержание (задержание по уголовному делу);
  2. Административное задержание;
  3. Иные виды задержания (лиц, предпринявших попытку самоубийства, лиц, имеющих психическое расстройство и представляющих опасность для окружающих, лиц, совершивших побег, лиц, уклоняющиеся от отбытия административного наказания или исполнения принудительных мер медицинского характера, лиц, проникших на особо охраняемый объект и др.)

Все виды задержаний, которые применяются сотрудниками полиции, перечислены в ст. 14 ФЗ «О полиции».

Наиболее серьезным задержанием, как с точки зрения сроков (продолжительности), так и с точки зрения правовых последствий в виде в числе прочего возможного заключения под стражу, является уголовно-процессуальное законодательство.

Уголовное задержание представляет собой меру процессуального принуждения, заключающуюся в кратковременной изоляции от общества лица, подозреваемого в совершении преступления.

Посредством задержания правоохранители получают возможность пресекать преступления, предупреждать совершение новых противоправных деяний, а также исключать возможность сокрытия от следствия зрения граждан, причастных к преступлениям.

Основания задержания в сфере уголовного судопроизводства зафиксированы в ст.91 УПК РФ. Так, орган дознания, дознаватель или следователь могут задерживать граждан по подозрению в совершении преступного деяния, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в следующих случаях:

  • гражданин был застигнут в момент или сразу после совершения преступления;
  • потерпевшие или свидетели заявили о том, что данный гражданин причастен к совершенному преступлению;
  • на человеке, его одежде или в его доме обнаружатся следы преступления.

Если перечисленных общих оснований для задержания нет, то лицо все равно может быть задержано, если пыталось скрыться, у него отсутствует постоянное место жительства, его личность не удалось установить, либо если в отношении данного лица было подано ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Срок задержания подозреваемого в совершении преступления ограничен 48 часами (в период существования СССР он составлял 72 часа).

По истечении указанного срока лицо должно быть освобождено либо должно быть заключено под стражу на основании судебного решения.

Ходатайство о заключении под стражу должно поступить в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Суд при рассмотрении указанного ходатайства вправе продлить срок задержания на срок до 72 часов с момента принятия судом решения, что возможно по ходатайству сторон для представления дополнительных доказательств.

Таким образом, максимальный срок задержания подозреваемого с учётом его продления судом может составить 5 суток (48 часов + 72 часа).

Административное задержание применяется в отношении лиц, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Срок административного задержания – не более 3 часов. Однако в определенных случаях допускается административное задержание сроком до 48 часов.

Так, на 48 часов допускается административное задержание лица:

  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;
  • в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Как было отмечено, помимо уголовного и административного задержания полиция имеет право задерживать граждан и в иных случаях, предусмотренных ст.14 ФЗ «О полиции». Так, например, задержание может применяться, если лицо пыталось покончить жизнь самоубийством, находится в розыске или допустило нарушение комендантского часа.

Cколько времени можно провести в ИВС, засчитывается ли время в срок лишения свободы?

Вся информация об этом собрана в нашем материале о сроках задержания.

Рассмотрим, как происходит процедура задержания полицией при подозрении в совершении преступления:

  1. Перед задержанием сотрудник полиции должен представиться, продемонстрировать свое служебное удостоверение, разъяснить мотивы и основания задержания, рассказать физлицу о его правах и обязанностях.

    Далее сотрудники правоохранительных органов ограничивают свободу лица, в том числе с применением специальных средств (наручников), ) и затем доставляют его к следователю, дознавателю или в орган дознания.

    Время, затраченное на доставление гражданина, включается в срок задержания.

  2. Следователь или дознаватель в течение 3 часов с момента поступления в отдел гражданина должен составить протокол задержания: гражданин приобретает статус подозреваемого. Ему объясняются права, закрепленные в ст.46 УПК РФ.

    В протоколе задержания прописываются:

    • дата, время составления документа;
    • обстоятельства, послужившие основаниями к задержанию гражданина;
    • итоги личного обыска;
    • прочие обстоятельства.
  3. Кроме того, подозреваемому дается право в течение первых 3 часов с момента задержания сделать один телефонный звонок родственникам или близким людям. Если он откажется от этого права (или не сможет им воспользоваться вследствие своих особенностей), оповестить родственников должен следователь либо дознаватель.

  4. В течение 12 часов дознаватель или следователь сообщает прокурору о произведенном задержании.

  5. Подозреваемый допрашивается, следователь или дознаватель может обыскать его.

    Если оснований для дальнейшего удерживания гражданина нет, следователь или дознаватель издает соответствующее постановление об освобождении подозреваемого.

    Гражданин также освобождается, если в течение 2 суток в отношении него не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу или суд не продлил срок задержания.

При освобождении гражданина ему вручается справка о задержании. В ней указывается информация о том, когда, кем, где и на каких основаниях он был задержан, а также сведения о времени и основаниях освобождения.

Помощь адвоката при задержании

Одно из самых первостепенных прав задержанного – это право на получение адвокатской помощи. Хотя право на защитника у гражданина появляется с момента фактического задержания полицией, его практическая реализация возможна через определенный промежуток времени.

Как правило, вопросами поиска уголовного адвоката занимаются родственники задержанного: в нашей стране, к сожалению, большинство граждан не располагают контактами проверенных защитников. Поэтому может пройти несколько часов, прежде чем адвокат включится в дело.

В чем именно заключается помощь адвоката при задержании полицией?

  1. Адвокат разъясняет Доверителю его права и обязанности, разъясняет алгоритм действий при задержании и даже оказывает психологическую поддержку.
  2. Защитник изучает протокол задержания, вносит в него свои замечания (если таковые имеются).

  3. Адвокат наедине с подозреваемым в обстановке конфиденциальности согласует тактику поведения на допросе. Защитник рассказывает, какие вопросы может задавать следователь или дознаватель, как правильно отвечать на них, а также в каких случаях лучше хранить молчание. Право на свидание адвоката и задержанного закреплено в ч.

    4 ст.92 УПК РФ.

  4. Адвокат присутствует при допросе задержанного: в частности, защитник вправе давать своему Доверителю краткие консультации, задавать ему вопросы (с согласия дознавателя или следователя), следить за тем, чтобы права гражданина соблюдались, а также вносить свои замечания в протокол допроса.

  5. Защитник подготовит обоснованное ходатайство об освобождении задержанного.
  6. Адвокат подготовит жалобы (в том числе в суд) на действия (бездействие) правоохранителей. Так, например, чаще всего адвокаты подают жалобы на неоправданное применение физической силы при задержании физлица.

  7. Адвокат подготовит Доверителя и сам подготовиться к рассмотрению судом ходатайства о заключении гражданина под стражу.
  8. В случае прекращения уголовного дела или преследования в отношении задержанного адвокат окажет помощь в процессе реабилитации в целях возмещения вреда в связи с необоснованным задержанием.

Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что уголовный адвокат при задержании полицией не просто нужен, а необходим.

Граждане, лишенные квалифицированной правовой поддержки, могут быть подвергнуты психологическому, физическому насилию и различного рода фальсификациям: в конечном счете это приведет к тому, что правоохранители добьются получения от задержанного нужных им показаний. Не усугубляйте свое положение: попросите родственников вызвать Вам адвоката как можно быстрее.

Специалисты АК «Судебный адвокат» готовы прийти Вам на помощь круглосуточно, в том числе в праздничные и выходные дни!

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/zaderzhanie-politsiey-poryadok-osnovaniya-sroki.php

Как правильно вести себя при задержании?

Задержание физического лица

Расскажите, как правильно вести себя при задержании.

Хотелось бы увидеть точную инструкцию.

От того, насколько грамотно человек действует в момент задержания, может зависеть его дальнейшая судьба.

Вообще, об этом должны сообщить сотрудники, которые вас задерживают. Не всегда это будут именно сотрудники полиции.

На деле не всегда происходит так. Человека могут сначала просто посадить в автозак, вежливо предложить пройти в отделение, а могут просто удерживать на месте.

Если вы оказались в такой ситуации, прямо спросите у сотрудников, задерживают ли они вас. Если ответ отрицательный, вы имеете полное право прекратить разговор и просто уйти.

Если вас все-таки задерживают, вежливо попросите сотрудников провести эту процедуру по закону — представиться и объяснить причину задержания.

При задержании человека лишают свободы, но ненадолго — максимум на пять суток. Точный срок зависит от вида задержания.

Объясняем сложное простым языкомРазбираем законы, которые касаются вас и ваших денег. Раз в месяц присылаем письма с самым важным

Первая реакция любого человека — протест. Но протестовать можно только законными методами.

Нельзя пугать того, кто задерживает, связями и возможными последствиями. Ответственности за это нет, но и эффекта от таких угроз, как правило, тоже.

Каждый второй задержанный пьяный водитель ссылается на «дядю-прокурора» и «брата-депутата», а заодно «увольняет» тех, кто его задерживает и их руководство.

Сотрудники правоохранительных органов уже давно к этому привыкли и на подобные угрозы не реагируют.

Нельзя подписывать документы, не читая их. Это может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до уголовной ответственности. Часто то, о чем человек разговаривает со следователем и дознавателем, и то, что отражается в протоколе, не одно и то же.

Например, пострадавший пишет заявление, что его избили. Сотрудники полиции сочувствуют ему, кивают. Он подписывает протокол, не прочитав его. А потом выясняется, что в протоколе трактовка событий другая и потерпевший указан инициатором драки. Да еще и подтвердил это своей подписью. И тот, кто фактически инициировал драку, подает на него встречное заявление.

Нельзя отказываться подписывать вообще все документы. Многие считают, что если отказался подписывать протокол, то он не имеет юридической силы. Но это не так. Моя рекомендация — прочесть весь протокол, подписать его, но если не согласны с его содержанием, то сделать в протоколе подробную запись, с чем именно не согласны и почему.

Каждый вправе не подтверждать информацию о действиях, которых не совершал, и давать свою трактовку событий. Отказать в этом сотрудники не смогут. Вам предоставят сам протокол, ручку, и вы можете делать в нем те записи, которые сочтете нужными. Это законно.

Нельзя трогать чужие вещи и предметы независимо от того, как и при каких обстоятельствах это происходит. Бывает, что сотрудник полиции предлагает задержанному внимательно осмотреть кошелек или телефон и убедиться, что он ему не принадлежит. Потом этот кошелек с отпечатками пальцев может превратиться в вещественное доказательство в уголовном деле.

Жаловаться на неправомерные действия сотрудников. Это стоит делать, если человек считает, что действия или бездействие тех, кто его задержал, противоречат закону, нарушают его права или причиняют вред.

Можно подать сразу несколько жалоб:

  1. Начальнику отдела полиции, в который доставили задержанного. Это можно сделать в тот же день прямо в отделении. Нужно написать обращение, отдать его в дежурную часть и попросить талон о регистрации документа.
  2. В Главное управление собственной безопасности МВД. Прямо в отделе можно позвонить по телефону +7 495 667-07-30 или 102. После задержания можно отправить письменную жалобу по адресу: 107078, г. Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 1/2. Письмо лучше отправлять заказное и с уведомлением о вручении.
  3. В Генеральную прокуратуру. Легче всего направить жалобу в прокуратуру после задержания через электронную форму на официальном сайте. Справочную информацию по обращениям можно получить по телефону +7 495 987-56-56.
  4. В суд. После задержания можно подать административный иск. Если имена и должности тех, кто задержал человека, неизвестны, нужно указать в качестве ответчика ведомство, в котором они служат. Например, отдел полиции. Иск в любом случае подается в суд по месту нахождения учреждения.

Если в доступе к телефону и интернету задержанного могут ограничить, право подавать письменные жалобы не ограничит никто. У нас нет интернета и телефона в камерах, но ручку и бумагу выдают по первому требованию.

А если не дадут, можно написать жалобу при встрече с адвокатом.

В ней нужно отметить, что право на обжалование действий должностных лиц эти самые должностные лица ограничивали — не предоставляли письменные принадлежности и не разрешали звонить по телефонам доверия.

Если после задержания человека отпустили, он также вправе обратиться в травмпункт, чтобы его осмотрели и зафиксировали полученные телесные повреждения. В пояснениях врачу нужно указать, что травму нанесли сотрудники правоохранительных органов при задержании. Это поможет привлечь виновных к уголовной ответственности.

Узнать, в чем обвиняют. Сотрудники должны рассказать задержанному об этом в самом начале, но так происходит не всегда. Важно как можно быстрее выяснить, по какой части и статье обвиняют человека: от этого будут зависеть дальнейшие действия.

Если это уголовное дело, нужно срочно искать адвоката. Если статья административная, нужно выяснить, что грозит задержанному. Например, есть статьи со штрафом 1000 Р в качестве максимального наказания — вряд ли в таком случае стоить переживать и нанимать защитника. Но если дело может кончиться месяцем ареста или штрафом 300 000 Р, стоит быть осторожнее.

Если близких или родственников нет, позвоните другу, знакомому или коллеге по работе.

Позвонить дают не всем. Если человек сбежал из-под стражи или из психиатрического лечебного учреждения, находился в розыске и его задержали, а также если он уклоняется от наказания, это право ему не предоставят.

Отказываться давать объяснения и показания без защитника. Статья 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя независимо от того, есть в деле защитник или нет.

Но полностью отказываться давать показания — не самая лучшая стратегия.

В этом случае работа органов упрощается: можно записать версию стороны обвинения, а сам задержанный ничего не говорит и не спорит.

Лучше приводить свои доводы защиты. Но без профессионального юриста делать это рискованно. Должностные лица могут задавать вопросы так, чтобы ответы свидетельствовали о виновности. Например, водитель вез пассажира, а полиция задержала их — и нашла у пассажира наркотики.

Если водитель знал, что перевозил пассажир, он соучастник, а если нет — свидетель. Чтобы это выяснить, в полиции спрашивают водителя: «Предполагали ли вы, что у знакомого могут быть при себе наркотики?» Если отвечать в стиле «Да, может быть. Это же мой сосед. Я давно знал, что он наркоман», это может стоить свободы.

Грамотный защитник поможет избежать подобных ответов.

Никогда не подписывайте пустые листы бумаги. Если в документе осталось пустое место, в которое кто-нибудь может что-то вписать вместо вас, перечеркните его буквой Z.

Если не уверены, что вас задерживают, спросите об этом прямо. Если ответ отрицательный, можете идти домой.

Не деритесь с полицией, не оскорбляйте сотрудников, не хватайте их за одежду. Не делайте ничего, что суд сможет трактовать как насилие.

После того как вас доставят в отдел, попросите сотрудников зафиксировать время доставления.

Постарайтесь выяснить, в чем именно вас обвиняют. Попросите назвать часть и статью — от этого зависят дальнейшие действия.

У вас есть право на телефонный разговор. Воспользуйтесь им, чтобы рассказать о задержании близким и при необходимости попросить их найти защитника.

Знакомьтесь со всеми документами и ничего не подписывайте, пока внимательно не прочитаете.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/avtozak/

Статья 27.3. КоАП РФ. Административное задержание

Задержание физического лица

Ст 27.3 КоАП РФ с ми и изменениями 2020-2019 года

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

  • 1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
  • 2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
  • 4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • 5) утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;
  • 6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;
  • 7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
  • 8) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;
  • 9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
  • 10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);
  • 11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Источник: https://koap-kodeks.ru/st-27.3-koap-rf

Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание (действующая редакция)

Задержание физического лица

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.

3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.

12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.

88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.

3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Источник: https://www.zakonrf.info/koap/27.3/

Административное задержание физического лица – кто может производить?

Задержание физического лица

В административном законодательстве содержится определение задержания, в котором отражены его основные отличительные черты.

Во-первых, это незначительное по времени ограничение личной свободы человека. Иногда срок задержания может составлять до двух суток, но, как правило, он не превышает трёх часов.

Во-вторых, для осуществления задержания уполномоченным на это лицам не требуется разрешения судебных органов. В зависимости от ситуации они могут действовать по собственному усмотрению, и на это им не требуется дополнительных разрешений. Любое другое лишение или ограничение свободы может быть осуществлено только по решению суда.

С какими целями может быть осуществлено задержание физического лица?

Несмотря на упрощённость процедуры задержания нельзя допустить, чтобы правоохранительные органы применяли её без разбору и относительно любого физического лица. Именно поэтому в КоАП указаны конкретные причины, по которым эта административная мера может применяться.

Примечательной чертой задержания является то, что оно может применяться, только если присутствуют признаки административного правонарушения. Если административного нарушения нет, то и задерживать физическое лицо никто не вправе.

Эта административная мера может применяться:

  • Для идентификации личности физического лица при нарушении им требований КоАП.
  • Для того, чтобы были созданы необходимые условия расследования административного дела и производства по нему.
  • Для оформления необходимых документов (в частности протокола) по правонарушению, если на месте его совершения такое оформление затруднено или невозможно.

При отсутствии этих условий любое временное ограничение свободы будет классифицироваться, как арест, помещение под стражу, но не как задержание.

Кто, по закону, может осуществлять задержание?

Перечень должностных лиц, имеющих право осуществлять эту меру временного ограничения свободы в отношении физических лиц, довольно обширен.

  • Сотрудники полиции при выявлении, рассмотрении и оформлении дел по административным правонарушениям.
  • Сотрудники охранных структур (как ведомственного, так и вневедомственного подчинения) при причинении ущерба охраняемым ими объектам.
  • Судебные приставы при осуществлении мероприятий по обеспечению нормального функционирования судов различного уровня.
  • Сотрудники силовых структур (Министерства Обороны, Госнаркоконтроля, Внутренних Дел) при осуществлении специальных операций.

Понятно, что наиболее часто административное задержание осуществляют работники полиции. Это объясняется тем, что именно они, по роду своей деятельности, наиболее часто сталкиваются с административными правонарушениями.

Процедура задержания физического лица

  1. Физическое лицо задерживается на месте совершения правонарушения сотрудниками правоохранительных органов или других структур, в компетенции которых есть такое право. Если существует возможность, то протокол об административном нарушении составляется на месте.
  2. Задержанный доставляется в помещение, где будут выполнены необходимые процессуальные действия, и где он будет находиться в течение всего срока задержания. К числу обязательных процессуальных действий относятся: оформление протокола, ознакомление задержанного с протоколом и предоставление ему информации о его правах в данной ситуации, оповещение родных задержанного. Физическое лицо имеет право на адвокатскую помощь при применении к нему этой административной меры.
  3. Физическое лицо помещается в место, где будет содержаться в течение всего времени. Такое помещение, как правило, расположено в районных отделениях полиции. К нему предъявляются следующие требования: оно должно соответствовать санитарным нормативам и не допускать ситуации, при которой задержанное физическое лицо будет в состоянии его покинуть по собственной воле.

Период времени, в течение которого действует эта административная мера

Характерной чертой задержания является его кратковременность. В связи с этим в большинстве случаев его продолжительность ограничена тремя часами. За это время должностные лица должны успеть выполнить все необходимые процедуры.

В отдельных случаях вместо трёх часов задержание может длиться сорок восемь. Это происходит, если по вменяемому административному делу задержанному физическому лицу грозит арест.

Также срок задержания увеличивается при необходимости идентификации личности физического лица,  рассмотрении дел, связанных с нарушением государственной границы, нарушении таможенных процедур и в некоторых других случаях.

При несогласии физического лица с осуществлённой по отношению к нему процедурой задержания или при наличии в этой процедуре нарушений действующего законодательства можно подать соответствующую жалобу в прокуратуру. В заявлении следует подробно описать, как было осуществлено задержание и в какой именно момент было, по мнению заявителя, допущено нарушение требований законодательства или ущемление его гражданских прав.

(1 votes, average: 5,00 5)
Загрузка…

Источник: https://bukva-zakona.com/grazhdanskoe-pravo/administrativnoe-zaderzhanie-fizlitsa

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.