Характеристики любого налога

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Характеристики любого налога

Налоговая система является совокупностью налогов и сборов, взимаемых с граждан и организаций согласно процедуре, закрепленной в законе. Нужность характеристики налоговой системы следует из основополагающих задач страны.

Исторические особенности развития государства определяют каждый этап развития системы фискального обложения. Структура, организация, характеристика налоговой системы государства свидетельствуют об уровне ее развития в сфере экономики.

В данной статье мы расскажем о действующем фискальном обложении в нашей стране. Приведем и опишем краткую характеристику налогов государства.

Принципы взимания налогов

Основные догмы построения фискальной системы в России определены главным законом в налоговом законодательстве – Кодексом. В России существует налоговая система, состоящая из трех уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Налоговый кодекс, являющийся на текущий момент главным законодательным документом о фискальных сборах, состоит из двух частей, описывающих:

  • главные принципы работы системы налогов и сборов;
  • отношения между гражданами, организациями и государством по конкретным видам платежей.

Принципы налогообложения

Эффективность фискальной системы обеспечивается неукоснительным соблюдением заложенных в законе правил налогообложения. В основе функционирования многих действующих налоговых систем лежат четыре основных принципа:

  • Справедливость.
  • Определенность.
  • Удобство.
  • Экономия.

Принципы деятельности системы налогов и сборов в нашей стране сформулированы в первой части Кодекса. В третьей статье этой части описаны основные характеристики налогов и сборов:

  • Все плательщики должны уплачивать законом закрепленные налоги.
  • Фискальные сборы не должны дискриминировать и ущемлять чьи-то права.
  • Нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов или фискальные льготы, зависящие от собственности или гражданства лиц.
  • Налоги должны быть обоснованы.
  • Нельзя вводить налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство страны.
  • Не допускается взимать налоги и сборы, обладающие характеристиками налогов нашей страны, но не предусмотренные в фискальном законодательстве.
  • При введении налогов должны быть прописаны в законе все элементы фискального обложения.
  • Все неучтенные в законе спорные вопросы о принятых к исполнению налогах и сборах разрешаются в пользу плательщика сбора.

Элементы налога

Определение понятия “налог” и общая характеристика налогов представлены в восьмой статье НК РФ. Налогом является обязательный сбор, уплачиваемый организацией или гражданином в форме изъятия в казну принадлежащих им на правах собственности, профессионального ведения или оперативного управления средств в целях обеспечения деятельности страны, образований муниципалитета.

В законодательном порядке должны быть обязательно закреплены все элементы налога:

  • субъект;
  • объект;
  • база для налога;
  • ставка;
  • период;
  • льготы;
  • порядок начисления;
  • процедура и сроки уплаты.

Субъект фискального сбора – это лицо, которое обязано платить налоги в казну государства. Иногда налог может быть переложен субъектом сбора на другое лицо. Это касается косвенных налогов.

Под субъектом налога понимается физическое лицо, которое формально должно его платить. Носитель фискального сбора – лицо, фактически его уплачивающее.

Это разграничение играет важную роль в характеристике налогов.

Фискальным законодательством установлено, что в качестве субъектов признаются:

  • юридические лица и граждане;
  • индивидуальные собственники бизнеса.

Объект фискального обложения является важной характеристикой налогов и представляет собой предмет, подлежащий налогообложению. Фискальным законодательством узаконены следующие объекты:

  • прибыль;
  • стоимость товаров или услуг;
  • суммарный доход граждан;
  • средства транспорта;
  • имущество.

База для налога – это еще одна стоимостная, физическая характеристика налогов. Она служит для измерения объекта фискального обложения и является величиной, с которой исчисляется налог.

Ставка налога – это величина фискальных начислений на единицу базы для исчисления налога.

Ставки налогов бывают процентными и твердыми. Процентные ставки привязываются непосредственно к базе исчисления. Твердые ставки устанавливаются в абсолютном выражении на единицу налоговой базы.

За период уплаты налога принимается год или иной временной отрезок, по завершении которого определяется база для налога и исчисляется подлежащая уплате сумма. Для каждого фискального сбора закрепляется свой период, это может быть год, квартал или иной временной отрезок.

Льготами по налогам считаются предоставляемые определенным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками.

На сегодняшний момент фискальным законодательством предусмотрена следующая льготная система:

  • минимум, не подлежащий налогообложению;
  • возможность не платить налоги;
  • уменьшение ставок;
  • изъятие из обложения конкретных элементов объекта сбора.

Для того чтобы объект обложения можно было считать таковым, в общей характеристике налогов должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у плательщика возникают обязанности по их уплате.

При помощи элементов в фискальном законодательстве устанавливается процедура, предусматривающая процедуру расчета сборов. Приведенные элементы представляют собой общую характеристику налогов.

Критерии работы системы налогообложения

Критерии качества, являющиеся общей характеристикой фискальной системы:

  • Сбалансированность бюджета страны.
  • Эффективность. Проводимая фискальная политика должна благоприятствовать устойчивому экономическому развитию определенных отраслей.
  • Низкий уровень инфляции. Проводимая фискальная политика должна обеспечивать корректное соотношение всех сборов с целью достижения стабильности цен и предотвращения инфляции.
  • Эффективность социальной политики.
  • Своевременность и полнота уплаты налогов.

Перспективы развития

Основные тенденции разработки системы налогов и сборов:

  • Уменьшение фискального бремени.
  • Устранение противоречий в законодательстве, регулирующем фискальные отношения.
  • Постепенный перенос фискального бремени с компании на обязательную ренту за пользование ресурсами природы.
  • Увеличение веса прямых сборов, сокращение доли косвенных налогов.
  • Развитие фискального федерализма.
  • Совершенствование и неукоснительное соблюдение принципов построения системы налогов и сборов в стране.
  • Увеличение политической ответственности.
  • Гибкое реагирование системы обложения на изменения конъюнктуры в экономике.
  • Повышение фискальной дисциплины и налоговой культуры плательщиков.
  • Выравнивание условий обложения за счет уменьшения и структурирования фискальных льгот.
  • Улучшение системы контроля и ответственности за совершение правонарушений в сфере фискального законодательства.

Виды налогов

В нашей стране устанавливаются фискальные сборы в зависимости от отнесения их к тому или иному уровню бюджета:

  • Налоги федерального уровня, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории нашей страны.
  • Региональные и местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, региональными законами субъектов страны, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоги регионального уровня обязательны к уплате для граждан и организаций, расположенных на территории субъектов РФ, а налоги местного уровня – образований муниципалитета.

При принятии налога регионального или местного уровня определяются:

  • ставки фискальных сборов;
  • порядок и периоды уплаты;
  • отчетные формы, порядок и сроки их предоставления.

Законодательные органы субъектов страны и местных органов управления могут также предусматривать фискальные льготы и правила их использования гражданином или организацией.

Налоги и сборы федерального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к федеральному бюджету:

  • НДС. Косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в казну страны доли стоимости товара, создающейся на всех стадиях производства, вносимый в бюджет по мере продажи товаров.
  • Акцизы. Еще один косвенный налог, налагаемый в момент производства на табак, вино и другие изделия массового производства внутри государства.
  • Налог на финансовый результат организаций. Базовая ставка – 20 % (3 % перечисляют в федеральный бюджет, а 17 % – в региональный).
  • Налог на прирост капитала. Сбор с доходов физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала, который получается от продажи ценных бумаг, драгоценных металлов и имущества.
  • Налог на доходы граждан.
  • Взносы в социальные внебюджетные фонды страны. В основном сюда относится ЕСН.
  • Госпошлина. Это сбор, взимаемый с налогоплательщиков при их обращении в государственные органы определенного уровня.
  • Таможенная пошлина и сборы. Это обязательные платежи, уплачиваемые органам таможни в связи с перевозом товаров через границу государства. Уплата таможенного сбора является обязательным условием пересечения товаром границы и обеспечивается в случае необходимости мерами принуждения.
  • Фискальный сбор за использование недр земли. Это, например, плата за землю или акваторию моря.
  • Фискальный сбор на воспроизводство базы минералов и запасов сырья.
  • Фискальный сбор на дополнительный денежный результат от добычи нефти и так далее.
  • Налог на право пользования объектами природного, водного мира.
  • Лесной фискальный сбор. Налогоплательщиками признаются организации и граждане, осуществляющие пользование лесным фондом.
  • Водный фискальный сбор. Налогоплательщиками считаются организации и граждане, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством страны.
  • Экологический фискальный сбор. Плата организаций за негативное воздействие на природу, которое они оказывают при ведении своей деятельности.
  • Лицензионные сборы на уровне государства. Максимальная величина ставки сбора – 10 %.

Налоги и сборы регионального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к бюджету регионов:

  • Налог на активы компаний. Объектом признается движимое и недвижимое имущество организации, учитываемое на бухгалтерском балансе в виде основных активов.
  • Налог на недвижимость. Сбор будет рассчитываться исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра недвижимости и с учетом ставки, которая может варьироваться от 0,1 до 2 %.
  • Фискальный сбор на дороги. Это плата за ущерб трассам.
  • Транспортный фискальный сбор. Налог, взимаемый с владельцев транспортных средств.
  • Фискальный сбор с продаж. Косвенный сбор, взимаемый в момент покупки товаров. Как правило, он рассчитывается как доля от стоимости проданного товара.
  • Лицензионные сборы регионального уровня. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие в уполномоченных органах лицензии, предусмотренные законодательством на осуществление на территории субъекта определенных видов деятельности.

Налоги местного уровня

Перечислим фискальные сборы, пополняющие местные бюджеты:

  • Налог на землю. Этот фискальный сбор уплачивают организации и граждане, обладающие участками земли на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного владения.
  • Налог на имущество граждан. Плательщиками являются собственники имущества, признаваемого объектом фискального обложения.
  • Налог на рекламу. Плательщиками выступают организации и граждане, рекламирующие продукцию. Объектом взыскания сбора служит стоимость работ и услуг по распространению и изготовлению рекламы.
  • Налог на наследование или дарение. Плательщиками сбора на наследование и дарение признаются граждане, получающие от других лиц в собственность имущество.
  • Местные лицензионные сборы. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие лицензии для осуществления на местной территории определенных видов деятельности.

Налоги организаций

Дадим характеристику налогам организаций. В нашей стране организации уплачивают следующие налоги:

  • Сборы федерального уровня: НДС, акцизы, налог на финансовый результат, на добычу полезных ископаемых, госпошлина, водный налог, сбор за пользование объектами природного мира.
  • Сборы регионального уровня: налог на активы организаций, налог на транспорт.
  • Местного уровня: фискальный сбор на землю.

Причины отнесения налогов к разным уровням бюджетов

Сравнительная характеристика налогов позволяет прийти к заключению о том, что многие фискальные сборы, у которых, по сути, один объект налогообложения, относятся к разным уровням власти.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс РФ создает возможность возникновения разногласий между интересами субъектов и местных органов власти. В случае введения налога на региональном уровне на недвижимость на территории субъекта заканчивается действие местных сборов на имущество граждан и земельного налога, являющихся главными источниками поступления средств в бюджеты местного уровня.

Итоги

Характеристика налогов РФ позволяет сделать вывод, что они как комплексное явление включают в себя совокупность определенных элементов. Каждый из которых имеет самостоятельное правовое значение.

НК РФ введено правило: налог считается установленным, когда соответствующим фискальным законодательством определены существенные элементы обложения. Это определяет правовую характеристику налогов.

В некоторых случаях при установлении налога могут также быть предусмотрены соответствующие льготы.

Специальным фискальным режимом считается особая система исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного временного периода, применяемая в порядке, установленном НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами.

Понятие каждого элемента фискального сбора универсально, оно используется в процессах всеми государствами. Эти элементы использовались еще с момента зарождения государства.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1463222915044215595/harakteristika-nalogov-funktsii-metody-i-printsipy/

Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Характеристики любого налога

1.Экономическое содержание налога. Признаки налога

Налог –индивидуальный, относительно безвозмездный обязательный платеж, взимаемый в форме отчуждения находящихся в собственности, оперативном ведении или хозяйственном управлении денежных средств, которые идут на формирование доходов бюджетов разных уровней Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий.

Признаки налога

1.Обязательность – налоги вводятся специальным законодательством. Налоговое законодательство можно ранжировать:

А)конституция РФ

Б)налоговый кодекс РФ

В)нормативные акты, вводимые ФНС и МинФином

2.Налоги носят исторический характер, они возникли с возникновением государства.

3.Относительная безвозмездность (безэквивалентность)

4.Налоги взыскиваются преимущественно в денежной форме.

5. Налоги являются финансовой категорией.

6. В процессе налогообложения происходит либо смена собственника денежными средствами, либо смена управляющего этими средствами.

За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.

), но осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизируется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги представляют собой финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств.

2.Функции налогов в экономической системе

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция налога показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют четыре основные функции: а)фискальную; б)регулирующую; в)распределительную; г)контрольную. Фискальная функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

В рамках распределительной функции выделяют пять подфункций: 1)первоначальная распределительная; 2)перераспределительная; 3)стимулирующая; 4)сдерживающая; 5)воспроизводственная.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

налог налогообложение бизнес доход

3. Принципы налогообложения. И их реализация в налоговой системе. Классические принципы: (разработал Адам Смит)

1) Принцип всеобщности налогообложения – каждый должен платить налоги равным образом соразмерно своим возможностям.

2) Принцип удобности – налоги нужно взыскивать в такое время и таким способом, который наиболее удобен плательщику.

3) Принцип определенности – время, место, способ платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

В РФ этот принцип реализуется: новые налоги и изменения существующих налогов не могут вступить в силу ранее чем через месяц после официальной публикации (если изменения), ранее очередного налогового периода по данному налогу; а новые налоги – не раньше чем со следующего года. Ухудшающие положение налогоплательщика поправки – обратной силы не имеют.

4) Принцип экономии затрат – расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше, чем сумма собираемых налогов.

Законодательные принципы:

1)Налоги не должны носить дискриминационный характер в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала , политических и религиозных убеждений, пола, расы.

1) Налоги не должны нарушать единое экономическое пространство страны.

3) Налоги не должны подрывать конституционные права и свободы граждан.

4) Не должно быть разное налогообложение в зависимости от формы собственности.

Принцип нейтральности: Налоги не должны оказывать существенного влияния при принятии управленческих решений.

4. Налоговое бремя экономики и бремя гос-ва

К. Маркс сказал, что в налогах воплощено эк-ое выраженное существование гос-ва. Т.е. можнос казать, что налоги возникли там и тогда, где и когда возникло гос-во.

Налогооблажение (н-ж), начавшееся в древности с десятины, необх-мо было правителям чтобы иметь в казне ср-ва для финансирования расходов по содержанию армии и обороне гос-ва, обеспечению обещственного порядка и управлению. Эти ф-ции сохраняются у гос-ва и сейчас, и дополняются новыми – эк-ой, социальной и экологической. Соц.

ф-ция гос-ва возникла в последней четверти 19 века и к концу 20 века стала преобладающей в расходах демократических гос-в. С развитием гос-ва, расширением состава его ф-ций и углублением каждой из них казне требовалось все больше фин. Ср-в для выполнения своих обязат-в перед общ-вом.

Для покрытия растущих потребностей казны власть вводила новые налоги, сборы и пошлины. Налог. бремя на эк-ку представляет собой отношение всех поступивших налогов к ВВП. Налоговые поступления в бюдж. Систему, рассчитанные в процентах к ВВП (ВВП включает оплату труда, валовую прибыль и амортизационные отчисления, налоги на продукты – НДС, акцизы и импорт, др.

налоги на произв-во), характеризуют налоговую емкость ВВП, уровень налогового бремени эк-ки. Так, в 2005 году налогоемкость ВВП в РФ составила 36,6%, т.е. в каждом рубле, произведенного валового внутреннего продукта доля налогов и сборов составила боле 36 коп (с учетом таможенных пошлин).

Для сравнения 2003 года налогоемкость в Швеции – 50,8%, Дании 48,8%, Франции – 43,8%. В среднем по 15 странам ЕС дола налогов и соц. отчислений в стр-ре ВВП – 40,6%. Отметим, что в Дании, Швеции и др. скандинавских странах осуществляется широкомасштабная соц. политика, требующая аккумулирования больших ср-в. Наиболее высокие показатели отчислений на соц.

страхование в стр-ре доходов бюдж. Системы имеют Германия, Франция. Япония (около 36%). Налоговая емкость ВВП (налог. Бремя эк-ки) в каждом гос-ве формируется с учетом исторических, эк. И соц. условий и факторов: золотая середина определяется исходя из потребностей гос-ва в фин. Ресурсах для выполнения своих ф-ций, необх-ти обесп-ия условий для развития общественного произв-ва и роста благосостояния граждан.

5. Методы расчета уровня налоговой нагрузки организации

Налоговая Нагрузка – это 1. отношение суммы налоговых платежей к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг; 2. отношение налоговых платежей к выручке от реализации продукции, работ, услуг.

Для расчета налоговой нагрузки организаций используется две формулы: НБор = Но : Р и НБовр = Но : ВР, где НБор – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг; НБовр – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к выручке от реализации продукции, работ, услуг; Но – сумма всех уплаченных организацией налогов, включая прямые и косвенные, без налога на доходы физических лиц, Р – расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, ВР – выручка от реализации продукции, работ, услуг.

6. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации в РФ

Налоговая политика (НП) – комплекс мероприятий гос-ва в области налогов, осущ-мых органами власти и управления в соотв-вии с нормами наолог. права. НП явл. частью финансовой политики. Ее цели и содержание обусловлены строем об-ва и соц. группами, стоящими у власти.

НП использ-ся гос-вом для перераспред-я НД в целях изменения стр-ры пр-ва, территориально-экономич-ко развития, повышения ур-ня доходности отдельных групп населения. Задачи НП: 1.обеспечить гос-во финанс-ми ресурсами; 2.создать условия для регулир-я хоз-ва страны в целом; 3.

сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в ур-не доходов населения. Цель НП – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Она м.б. достигнута объединением эк. процессов для достижения развития общ-го пр-ва. Цель НП м.б. рассчитана на перспективу и на относительно короткий период.

В связи с этим различают налог. стратегию и налог. тактику. Налог. стратегия – метод налог. предвидения с расчетами на перспективу, т.е. выделяются «+» и «-» исполнения налог. части бюджета, а также важные тенденции обществ-го развития. При разработке налог. стратегии гос-во руководствуется следующ. задачами: 1.

экономич-ми – обеспечение динамического эк. роста, ослабление цикличности пр-ва, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляц-ных процессов; 2. соц-ми – перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулир-я роста прибыли и недопущения падения доходов населения; 3. фискальными – повышение доходов гос-ва; 4.

междунар-ми – укрепление эк-ких связей с др. странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налог. тактика – совок-ть практических действий соотв-щих органов власти и управл-я при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год. При разработке налог.

тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается политика сегодняшнего дня. Стратегия и тактика неразделимы. Налог. стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период. Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегич. плана. НП осущ-ся через налог. механизм.

7.Налоговая система и этапы ее становления в РФ

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-216736.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.