Схема проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка: какие могут быть последствия и как обезопасить свой бизнес

Схема проведения выездной налоговой проверки

У любой налоговой проверки две основные цели: проверить правильность расчета налога и своевременность его уплаты. И, в случае с неуплатой, доначислить эту разницу. Налоговым органом проводится два вида проверок: камеральные и выездные. С первыми предприниматели и организации сталкиваются, когда подают декларацию.

По сути, это сверка отраженных в декларации налогоплательщика данных, с данными из других источников, доступных налоговой. Если цифры сходятся, проверка пройдена. Выездные проверки сильно отличаются – здесь у налоговиков больше ресурсов.

В чем особенности выездной проверки, что проверяют и на что рассчитывать по итогам читайте в статье.

Процедура выездной налоговой проверки

Упрощенно проведение выездной проверки выглядит так: принимается решение о проверке, налоговые специалисты проводят ее по месту регистрации бизнеса, предъявляют результаты его владельцу.

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение принимает и подписывает руководитель (либо заместитель руководителя) территориального налогового органа. Оно содержит полное или сокращенное название проверяемого налогоплательщика, детали самой проверки (что проверяют и сроки), а также ФИО проверяющих сотрудников ФНС. Налоговые инспекторы обязаны предъявить подписанное решение предпринимателю в начале процедуры.

Когда руководитель под роспись ознакомится с решением, будет определено фактическое время ее проведения. Выездная проверка проводится по месту ведения предпринимательской деятельности.

Но если для налоговиков невозможно оборудовать рабочие места: фирма зарегистрирована по домашнему адресу владельца или проверяется ИП без офиса, то налоговую проверку проводят в отдельно снятом предпринимателем офисе по соседству либо в налоговой инспекции.

Налогоплательщику потребуется обеспечить доступ ко всем налоговым и бухгалтерским документам, которые запросят инспекторы ФНС, а также к помещениям и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности. Проверку осуществляют минимум два инспектора. Если проверяемый налогоплательщик – крупная фирма, то в проверке участвует большее число налоговых специалистов.

Если камеральная проверка сводится лишь к сверке предоставленных данных, то при выездной проверке налоговики прибегают к различным процедурам:

– инвентаризация – проверка данных в документах налогоплательщика;

– осмотр инспекторами помещений, входящих в налоговую базу;

– запрос необходимых документов или других данных у проверяемого лица;

– выемка документов, чтобы подтвердить нарушения налогового законодательства;

– экспертиза – применяется, когда необходима экспертная оценка документов.

Что проверяют при выездной проверке

Выездная налоговая проверка не означает, что будут проверять полностью. Конечно, не исключен и такой вариант, но обычно к каждому налогоплательщику подходят индивидуально и назначают определенный вид проверки. От него зависит, что будут проверять:

– в ходе сплошной налоговой проверки запрашиваются и проверяются все документы организации за отчетный период;

– при выборочной – проверяется часть документации по некоторым отчетным периодам;

– при комплексной – проверяется деятельность организации по всем налогам;

– при тематической – по отдельным видам налогов;

– контрольные – вышестоящий налоговый орган проверяет исполнителей выездной налоговой проверки;

– встречные – запрос информации налоговой о деятельности проверяемого налогоплательщика у его контрагента.

Как правило, проверке подлежит документация за последние 3 года. Все документы, интересующие налоговую и относящиеся к предпринимательской деятельности субъекта, изучаются досконально. Список документов, которые потребуют проверяющие, зависит от вида проверки. Вот наиболее вероятные из них:

– КУДиР (для предпринимателей на «упрощенке»);

– книги покупок и продаж, счета-фактуры (при проверке НДС);

– банковские документы (выписки, платежные поручения и т.д.);

– кассовую книгу и кассовые документы, Z-отчеты (при использовании ККТ);

– авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.;

– кадровые и зарплатные документы;

– оборотно-сальдовые ведомости и прочие бухгалтерские регистры, а также налоговые регистры;

– прочие документы, зависящие от специфики деятельности налогоплательщика и предмета проверки.

Срок выездной налоговой проверки

На проверку у сотрудников налоговой 2 месяца. Отсчет начинается с даты решения о ее проведении. Обычно сроки выдерживаются, но могут быть увеличены до 4 или до 6 месяцев.

Это может потребоваться в ряде случаев: когда необходима дополнительная проверка (если это выяснилось в ходе проверки); если налогоплательщиком не представлены необходимые документы; форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и пр.).

Кроме того, проверку могут временно приостановить для проведения экспертиз, получения информации от иностранных госорганов или перевода на русский язык иностранных документов. Максимально этот период может составить до 6 месяцев.

Окончание проверки и действия предпринимателя

По окончании проведения выездной налоговой проверки инспекторами готовится акт ее проведения. На составление этого документа отводится не более 2 месяцев. Он содержит информацию о налогоплательщике, проводимой налоговой проверке и ее результатах.

Получая и подписывая этот акт предпринимателю стоит удостовериться в правильности всех реквизитов, даты составления акта и сроках проведения проверки. Изучить сведения о проверенных документах, проведенных осмотрах и т.д. Ознакомиться с перечнем найденных нарушений и их обоснованием, а также рекомендаций по их устранению и сроками.

В целом налоговой нужно, чтобы предприниматель привел документацию в соответствие с требованиями законодательства, уплатил неуплаченные налоги и возможные пени и штрафы.

Всего в акте указывается 8 категорий нарушений. В основном они связаны с:

– порядком постановки на налоговый учет;

– опозданием предоставления сведений о расчетном счете;

– уклонением от подачи налоговой декларации;

– неправильным учетом доходов и расходов, а также объектов налогообложения;

– частичной или полной неуплатой налогов и сборов;

– неуплатой налогов;

– уклонение от налогового контроля (сокрытие информации от налогового органа);

– нарушением порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Акт передается руководителю организации под расписку в течение пяти дней с даты подписания налоговиками. В случае отказа от его принятия, акт (с отметкой об отказе) направят по почте (заказным письмом) по месту нахождения налогоплательщика. Поэтому налогоплательщик его точно получит.

Готовим возражения на акты налоговых проверок

Акт проведения выездной налоговой проверки получен, но некоторые выводы налоговиков вызывают несогласие. Если так, то у руководителя компании есть месяц на подачу возражений в письменном виде в инспекцию. Использовать эту возможность обязательно нужно, когда на руках есть реальные аргументы и доказательства – это позволит сэкономить.

Как узнать о готовящейся проверке и оценить налоговые риски

Выездную налоговую проверку, если ее назначили, не избежать. Как правило, заканчивается она серьезными суммами доначислений, но вот заранее узнать о ней не получится. Поэтому стоит заранее заняться профилактикой.

Для этого можно провести внешний аудит. Специалисты профильных компаний устроят имитацию выездной налоговой проверки.

Этот метод позволит более точно определить возможный сценарий реальной налоговой проверки, понять руководителю все риски организации и подготовить сотрудников к общению с налоговыми специалистами.

И, если не избежать выездных налоговых проверок, то быть подготовленными к ним.

В качестве альтернативы можно регулярно проводить внутренний налоговый и бухгалтерский аудиты. Собственные сотрудники будут проверять всю документацию на предмет ошибок и самостоятельно устранять их.

Основания для проверки

В завершении статьи, приведем список критериев, которым руководствуется налоговая при выборе объектов проверки. Они отражены в Концепции ФНС, утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года. Список в определенной мере позволит руководителям компаний самостоятельно оценивать риски попасть под проверку налоговой.

Итак, под выездную налоговую проверку попадут предприниматели, если:

– налоговая нагрузка налогоплательщика и среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по отрасли или виду экономической деятельности;

– налоговая отчетность отражает убытки на протяжении более двух лет;

– неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;

– если расходы составляют более 83% доходов;

– рост расходов организаций на ОСНО опережает рост доходов от реализации продукции;

– вычет по НДС выше 89% суммы начисленного налога за 12 месяцев;

– налогоплательщик не реагирует на уведомления налогового органа;

– наличие экономически необоснованных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками;

– частое изменение юридического адреса;

– рентабельность более чем на 10% отклоняется от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности;

– ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (партнерство с недобросовестными контрагентами).

Больше материалов о бухгалтерском и налоговом учете вы можете посмотреть в блоге Фингуру: https://fingu.ru/blog/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b640a631813f400a9365d1a/vyezdnaia-nalogovaia-proverka-kakie-mogut-byt-posledstviia-i-kak-obezopasit-svoi-biznes-5b7195155e6f9100a9900d96

Схема выездной налоговой проверки

Схема проведения выездной налоговой проверки

Сущность и формы нал.к-ля.

НК – установленная законодательством совок-ть приемов и способов проверки, осуществляемых всеми уровнями нал.органов РФ, целью кот. явл. обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет разн.

уровней налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей н/пл-ов. НК – установл. нормативн. актами совок-ть приемов и способов по обеспечению соблюдения нал.зак-ва и нал. производства. НК вкл-ет: 1. наблюдение за подконтрольными объектами; 2.

Прогноз-е, план-ние, учет и ан-з тенденций в налоговой сфере; 3. принятие мер по предотвращению и пресечению нал.наруш-й; 4. Выявление виновных и привлечение их к ответственности. Формы НК: 1. Нал.проверки; 2. Получение объяснений н/пл-ов, нал.агентов и плат-в сбора; 3.

Проверка данных учета и отчетности; 4. Осмотр помещ-й и терр, используем.для извлеч-я дохода.

Виды НК.

1. Опер.к-ль – проверка в пределах отчетного пер-да по окончании контролируемой операции. (источники: плановые, оперативно-технич, бухгалтерские, стат. данные); 2. Периодический к-ль – проверка по итогам опр. отчетн. пер-да с целью установления соблюдения требований нал.

зак-ва, своевременностью и полнотой уплаты налогов, а также скрытия нарушений и принятие мер к их устранению (ист-ки: Данные планов, смет, первичных док-ов); 3.Документальный к-ль – проверка соответствия проверяемого объекта, установл. нормативом на осн. первичных и производственных док-в. 4. Фактический к-ль – проверка, при кот.состояние проверяем. объекта выявл.

на основе осмотра, обмера, пересчета контрол. поставки или закупки и т.д. 5. Внутренний аудит – первичный к-ль, осуществляемый на уровне работников бух. и фин. служб п/п. Предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет нал. платежей, а также качество составления нал. расчетов и отчетов. 6. Внешний аудит – негос. нал.

к-ль со стороны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соотв. разрешение, лицензию.

3. Гос. нал.к-ль – система мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию ден. фондов на всех уровнях гос. управления и явл. заверш.

стадией нал. администрирования. Объектом явл. вся совок-ть нал.отношений. Предметом выступает законность, достоверность, полнота сведений, своевременность, обоснованность, оптимальность и др.

аспекты нал.к-ля.

Виды нал.проверок.

1.По месту проведения и объему проверяемой документации:камеральные(проверяются арифм.ошибки,заполнение правильности деклараций),выездные(совок-ть фин.-хоз.операций за весь проверяемый п-д,но не более 3 лет).2По объему проверяемых вопросов:комплексные(фин.-хоз.деят-ть и ее анализ по всем вопросам соблюд-я нал.

закон-ва; в решении о назначении данной проверки д.б.указаны какие обязат.платежи подвергаются проверке),выборочные(фин.-хоз.деят-ть н/пл по вопросам исчисл-я и уплаты отд.видов налогов),целевые(соблюд-е нал.закон-ва по отд.направлениям фин.-хоз.деят-ти; проводятся в ходе комплексных/выборочных,но могут проводиться и как самостоятельные). 3.

По способу орган-ии проверки(по срочности):плановые, неплановые. 4.По методу проведения(относится преимущ-но к выездным):сплошные(проверяются все регистры бух уч. и др. необх. док-ты; охватываются ?-сы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов),выборочные(проверяется лишь часть первичных документов за тот или иной пер-д времени).5.

По целям проведения:обычные,контрольные.6.

В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые проверки, документальные, предполагающие проверку первичных документов, и фактические налоговые проверки, базирующиеся не только на проверке документов, но и на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

5.Схема камеральной налоговой проверки

Н/пл представил декларация в н.орган

Лично на бумаж./электр.носителе         В Виде почтового отправл-я                     По телекомм.

                                                                                                                                                        Каналам связи

с описью влож-я

Факт представл-я н.отчетности в инспекцию подтвержден                                            Начало камер.проверк

Проводится визуальная проверка представл-х док-тов,

кот.вкл-ет проверку полноты представл-х док-тов ,

наличия всех реквизитов,четкостиоформл-я

Проводится проверка своевременности подачи,

Арифмет.проверка,

Проверка правильности и обоснованности примен-я ст. и льгот,

Проверка правильности исчисл-я н.базы

Формируется требов-е о представл-ии док-тов,                                                  

Или уведомл-е о вызове н/пл для дачи объяснений;

Требов-е о представл-ии док-тов контрагентами н/пл

Или запрос в др.н.орган о провед-ии встречной проверки;

Мотивиров-ый запрос в банк о представл-и сведений

 О фин.-хоз. Деят-ти н/пл;

Мотивир-ый запрос в правоохранит.иконтрол.органы

С целью получ-я адресной информ-и, инф-и о

Зарегистри-х ТС и их владельцах,выданных лицензиях                                      

НаличиеОбстоят-в,свидет-их О соверш-и н.правонар-я
Расхожд-я,ошибки не выявлены

Отметки н. инспектора в декларации о провед-иикамер.проверки
Вынесения реш-я рук-ля По рез-там камер.проверки

Если наруш-я выявлены,неПозднее 3 дн.сообщить о них н/пл С требов-ем внести исправл-я В теч.5 рабоч.дн.

                                                                                                                                  

Если наруш-я доказаныМожно составить акт,Оформить реш-е в 10 Днев.срок со дня пров. И требов-е-в 5днев.Со дня вынес-яреш-я

                                                                                                                                                      

Схема выездной налоговой проверки

Источник: https://studopedia.net/3_80707_shema-viezdnoy-nalogovoy-proverki.html

Выездная налоговая проверка в 2021: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме

Схема проведения выездной налоговой проверки

Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.

Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.

Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.

ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.

Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.

Критерии отбора

Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.

Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:

  1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
  2. Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
  3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.

  4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
  5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
  6. Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
  7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.

  8. В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
  9. Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
  10. Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.

  11. Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
  12. Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.

После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.

При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Сроки выездной налоговой проверки

Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).

Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.

В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.

Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:

  • Несвоевременная регистрация фирмы
  • Несдача деклараций
  • Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
  • Недоимка по налогам
  • Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
  • Отсутствие первичных подтверждающих документов
  • Грубые ошибки в первичке

Как действовать налогоплательщику

При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.

Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.

Все документы лучше передавать инспекторам по описи.

В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.

Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.