Стоимость земельного участка в налоговом учете

Содержание

Влияние кадастровой стоимости участка на расчет земельного налога

Стоимость земельного участка в налоговом учете
Кадастровой стоимостью называют учетную стоимость земельного участка.

Она определяется и фиксируется Росреестром.

Ее величина формируется, исходя из кадастровой зоны и площади земли.

Земельный налог – это сбор, который ежегодно платят физические лица и организации, в собственности у которых находятся участки земли на праве собственности или наследования.

Кто обязан оплачивать?

В соответствии со 2 пунктом 8 статьи ГК РФ собственник земельного участка наделяется обязанностью платить земельный налог с момента прохождения процедуры государственной регистрации. Это правило касается как частных, так и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели также обязаны оплачивать земельный налог в полном размере, но только на землю, которая находится у них в собственности.

Скажем, если магазин, принадлежащий ИП, стоит на участке, арендуемом у государства, то за эту землю он платить не должен.

Ранее законодательство освобождало от уплаты земельного налога

  • пенсионеров,
  • многодетные семьи,
  • военных.

На сегодняшний день таких послаблений не предусмотрено, и описанные категории граждан имеют такие же обязательства, как и все остальные.

Исключением являются случаи, когда льготы устанавливает местный муниципалитет. Но такое встречается нечасто.

Величине земельного налога и расчету процента полностью посвящена 394 статья Налогового Кодекса РФ. В ней приведены ее предельные значения:

  • 0,3% — в отношении садоводческих, огородных, сельскохозяйственных земель, а также участков, которые располагаются под жилым фондом или ограничены в обороте;
  • 1,5% — во всех иных случаях.

В некоторых регионах средняя ставка налога повышается на коэффициент. Как правило, это касается курортных областей.

Коэффициент напрямую зависит от рекреационного значения земель:

  • Ставропольский край – от 3,7 до 7;
  • Краснодарский край – от 4 до 8;
  • Московская область – от 2,5 до 4;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область – от 2,5 до 4;
  • Калининградская область – от 3 до 5;
  • Приморье – от 2 до 3.

Ставка налога в этих регионах повышена с целью стимулирования природоохранных мероприятий.

Как узнать размер кадастровой стоимости земельного участка для декларации?

На размер кадастровой стоимости напрямую влияет:

  • площадь участка;
  • расположение земли;
  • актуальный уровень цен на рынке.

Определить точную стоимость для декларации можно на официальном ресурсе Росреестра. Для этого нужно найти на нем интерактивную карту. Кроме стоимости, по ней можно узнать об участке очень много полезного и важного.

Оплачивать земельный налог можно только по специальной квитанции. Любые попытки налоговых сборов наличными, например, в дачных хозяйствованиях – это мошенничество, будьте осторожны.

Величина процентной ставки

При определении земельного налога ставка налога умножается на кадастровую стоимость участка.

Точную величину ставки определяет муниципалитет. На его решение влияют многие факторы:

  • категория земельного участка;
  • состояние территории;
  • перспективы освоения земли и мн. др.

Он же регулирует порядок и временные рамки уплаты налога.

В ряде регионов уплата происходит единовременно – за весь налоговый год. Но чаще всего муниципалитет устанавливает систему авансовых платежей.

Способы просмотра категории земель по кадастровому номеру

Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет деление всех земель на 7 основных категорий. В соответствии с принадлежностью к той или иной из них участок должен использоваться только по своему целевому назначению. Наиболее известные категории – это сельскохозяйственные земли и земли поселений.

Прочитать о них подробнее вы сможете в отдельной статье.

Как определить принадлежность земли к одной из вышеназванных категорий?

Эту информацию можно узнать:

  • на сайте Росреестра, по кадастровой карте;
  • при личном обращении и оформлении кадастровой выписки в Росреестре;
  • в отделении ФНС;
  • в ФУГРЦ;
  • по кадастровому номеру участка – в МФЦ;
  • в администрации района;
  • из документов на земельный участок.

Льготы

Отдельные категории частных лиц и организаций имеют право на определенные льготы в отношении земельного налога. Для того чтобы воспользоваться льготами, нужно принести в ФНС соответствующие документы и приложить к ним заявление.

Налогоплательщиками не должны являться физические лица и организации, которые пользуются землей на основе договора аренды или безвозмездного права пользования.

Кроме того, законодательство устанавливает право получения налогового вычета на 10 тыс. руб. для следующих категорий граждан:

  • Инвалиды 1-2 групп;
  • Герои СССР и РФ;
  • Кавалеры Ордена Славы любой степени;
  • Инвалиды и ветераны боевых действий, участники ВОВ;
  • «Чернобыльцы»;
  • Люди с диагнозом «лучевая болезнь» и др.

Данные группы граждан могут вычесть 10 тыс. руб. из кадастровой стоимости принадлежащего им участка земли. Оставшаяся сумма умножается на налоговую ставку и подлежит уплате в госбюджет.

Но если кадастровая стоимость участка меньше, чем 10 тыс. руб., то его собственник-льготник полностью освобождается от необходимости платить земельный налог.

Чтобы уточнить свое право на льготы, обратитесь в местный муниципалитет. Региональные власти имеют право устанавливать собственные послабления в данной части законодательства.

Сумма налога = кадастровая стоимость земли * налоговая ставка * региональный коэффициент * число месяцев, которое участок находился в собственности лица в течение учетного года.

Эта формула удобна тем, что ее можно применить, когда земельный участок был продан, и оплачивать налог нужно не за полный год. В ином случае последнюю переменную стоит заменить на число 12.

Приведем конкретный пример из практики.

Коммерческая организация приобрела земельный участок 17 мая 2017 года.

Исходные данные будут такими:

Кадастровая стоимость21 450 000 руб.
Ставка1.5%
ЛьготыНет
АвансыДа
Число месяцев владения в 1 квартале0
Число месяцев владения во 2 квартале2
Число месяцев владения в 3 квартале3
Число месяцев владения в году8

Владелец земли вступил в право собственности в втором квартале учетного года. Это значит, что налоги он должен начать оплачивать лишь после того, как он закончится – то есть в июне. Выходит, что во втором квартале собственник владел участком только 2 месяца – май и июнь.

Таким образом:

  • Авансовая выплата за 2 квартал составит: 21 450 000 * 1,5% * (2 / 3) / 4 = 53 625 рублей.
  • Авансовая выплата за 3 квартал составит: 21 450 000 * 1,5% / 4 = 80 438 руб.
  • В общей сложности земельный налог за 2017 год будет рассчитан так: 21 450 000 * 1,5% * (8 / 12) = 214 511 руб.
  • При этом, доплата за 2016 год: 214 511 – (53625 + 80 438) = 80 448 руб.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается, как происходит расчет налога на недвижимость по кадастровой стоимости.

Заключение

От кадастровой стоимости напрямую зависит размер налога, который владелец земли ежегодно обязан уплачивать в государственный бюджет. Если собственник считает ее величину завышенной, необходимо обратиться в суд с просьбой о пересчете.

Как показывает практика, большая часть таких заявлений получают положительный исход.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/kadastr/stoimost/vliyanie-na-nalog

Земельные расходы: налоговый учет по новым правилам

Стоимость земельного участка в налоговом учете

В конце прошлого года были внесены очередные поправки в НК РФ. Одной из новаций Федерального закона от 30.12.2006 N 268-ФЗ (далее – Закон N 268-ФЗ) является закрепление права налогоплательщика включать в налоговую базу по налогу на прибыль организаций расходы на приобретение права на земельные участки.

С 1 января 2007 г. вопросы отнесения в состав расходов затрат на приобретение государственных и муниципальных земель и формирования финансового результата при последующей их реализации, а также налогового учета расходов на приобретение прав на заключение договора аренды земельных участков регулируются ст. 264.

1 НК РФ.

Приобретение земельных участков

В соответствии со ст. 264.

1 НК РФ расходы на приобретение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых находятся здания, строения, сооружения или которые приобретаются для целей капитального строительства объектов основных средств, теперь могут быть приняты в состав расходов по налогу на прибыль организаций при условии, что налогоплательщик заключил договор на приобретение таких участков в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2011 г. Нововведение во многом связано с переоформлением прав на землю. Так, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” закреплена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2008 г. Воспользоваться положениями ст. 264.1 НК РФ смогут также налогоплательщики, приобретающие земельные участки для строительства в соответствии со ст. ст. 30 – 32 ЗК РФ.

Законодатель предоставил налогоплательщику возможность выбора варианта списания таких расходов, который подлежит закреплению в учетной политике для целей налогового учета.

Первый вариант. Расходы признаются равномерно в течение срока, определяемого налогоплательщиком самостоятельно, но не менее 5 лет.

Второй вариант. Расходы признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 30% исчисленной в соответствии со ст.

274 НК РФ налоговой базы предыдущего налогового периода до полного признания всей суммы указанных расходов.

Для расчета налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.

Вне зависимости от применяемых вариантов списания при приобретении земельных участков на условиях рассрочки, срок которой превышает определенный налогоплательщиком (фактический) период списания, такие расходы признаются расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, установленного договором (пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ). Расходы на приобретение земли включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и(или) реализацией, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права. Таким документом служит расписка в получении органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав (пп. 2 п. 3 ст. 264.1 НК РФ).

Списание в налоговом учете расходов на приобретение земли приведет к возникновению постоянных разниц в бухгалтерском учете, поскольку согласно п. 17 ПБУ 6/01 “Учет основных средств” земельные участки не подлежат амортизации.

Пример 1. ООО “Краскор” приобрело у города земельный участок стоимостью 500 000 руб. В феврале 2007 г. документы были переданы на государственную регистрацию.

В учетной политике для целей налогового учета ООО “Краскор” закреплено, что “расходы, на приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, признаются в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 30% исчисленной налоговой базы предыдущего налогового периода до полного признания всей суммы указанных расходов”.

Для отражения операций в бухгалтерском учете производится следующий расчет (табл. 1).

Таблица 1

ГодНалоговая база предыдущего налогового периода, руб.Признанные расходы по земле, руб.Налоговая база текущего налогового периода, руб.Сумма ПНА, руб.
2006800 000
2007800 000240 000 (800 000 х 30%)500 00057 600 (240 000 х 24%)
2008740 000 (500 000 + 240 000)222 000 (740 000 х 30%)-300 00053 280 (222 000 х 24%)
20090 0 > (240 000 – 300 000)0200 0000
2010200 00038 000 200 000 х 30% > (500 000 – 240 000 – 222 000)9 120 (38 000 х 24%)
ИтогоХ500 000Х120 000

Запрет в отношении отнесения расходов на приобретение земельных участков, находящихся в частной собственности, так и не был снят. Как и раньше, земля и иные объекты природопользования не подлежат амортизации (п. 2 ст.

256 НК РФ). В то же время согласно пп. 3 п. 1 ст.

254 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым, включаются в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Источник: https://rosco.su/press/zemelnye_raskhody_nalogovyy_uchet_po_novym_pravilam/

Подборки из журналов бухгалтеру

Стоимость земельного участка в налоговом учете

Источник: журнал «Главбух»

В бухучете земля отражается по первоначальной стоимости, в которую включаются:

  • суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;
  • регистрационные сборы, госпошлины и другие аналогичные расходы в связи с приобретением и регистрацией прав на землю;
  • затраты на оплату услуг организаций по изготовлению документов кадастрового учета;
  • расходы на межевание;
  • вознаграждение посреднику через которого приобретен участок;
  • платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах;
  • расходы на оплату услуг уполномоченных органов по оценке земли.

При этом, как следует из пункта 8 ПБУ 6/01, в перечисленный список могут включаться и другие затраты. При условии, что они непосредственно связаны с приобретением и оформлением земли.

Расходы на покупку земли отражаются на субсчете «Приобретение земельных участков и капитальные затраты на коренное улучшение земель» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

После того как сформирована первоначальная стоимость пригодного к использованию участка, его необходимо перевести в состав основных средств и отразить на субсчете «Земельные участки и объекты природопользования» счета 01 «Основные средства».

В процессе использования участка его первоначальная стоимость не меняется. Исключение составляют случаи коренного улучшения земель в форме капитальных вложений. При этом земля не амортизируется, так как ее потребительские свойства с течением времени неизменны (п. 17 ПБУ 6/01).

Расходы на покупку земли хозяйство может учесть только при ее продаже (п. 11 ПБУ 10/99).

Для документального оформления оприходования участков до 2013 года нужно было использовать соответствующие унифицированные и специализированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г.

№ 7 и приказом Минсельхоза России от 16 мая 2003 г. № 750. Но в настоящее время хозяйства вправе самостоятельно разрабатывать «первичку».

Только необходимо помнить об обязательных реквизитах, перечисленных в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Как первоначальную стоимость участка сформировать в налоговом учете

Некоторые расходы, которые в бухгалтерском учете включаются в первоначальную стоимость земли, в целях налогообложения признаются иначе. Например, госпошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8, п. 10 ст. 13 Налогового кодекса РФ).

Поэтому она включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, единовременно в момент ее начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).

Аналогичную точку зрения высказал Минфин России в письме от 28 января 2013 г. № 0303-06/1/33.

В текущие расходы можно, в частности, включить затраты на оплату услуг:

  • по анализу земельного законодательства;
  • по определению правовой возможности приобретения земли в собственность;
  • по подготовке и согласованию необходимых для покупки участка документов и представлению их в регистрирующий орган.

Подобные консультационные и юридические услуги третьих лиц учитываются в прочих расходах на одну из следующих дат (подп. 3 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ):

  • день расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров
  • дату предъявления документов, служащих основанием для проведения расчетов;
  • последнее число отчетного или налогового периода.

Однако судьи не всегда соглашаются с таким подходом. Подтверждает это постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 октября 2012 г. № А05-9110/2011.

Арбитры решили, что расходы компании на юридические услуги по сопровождению сделки купли-продажи земельного участка (анализ различных вариантов, подготовка документов в регистрирующий орган, составление проекта договора и т. д.) должны учитываться в стоимости земли.

Как учитывать затраты на получение права на землю

В целях налога на прибыль затраты на приобретение права собственности на землю учитываются в соответствии со статьей 264.1 Налогового кодекса РФ. Причем данная норма применяется, если (п. 1 ст. 264.1 Налогового кодекса РФ):

  • участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • на нем расположены здания, сооружения или он покупается для строительства объектов основных средств.

То есть если земля приобретается не для строительства, а, например, для посева, то положения статьи 264.1 Налогового кодекса РФ применить нельзя.

Напомним, в соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ в состав земель сельскохозяйственного назначения входят, в том числе, участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, которые используются для производства, хранения и первичной переработки сельхозпродукции.

Таким образом, купленный хозяйством участок сельхозназначения может соответствовать всем условиям, предъявляемым статьей 264.1 Налогового кодекса РФ.

Источник: https://otchetonline.ru/art/buh/47959-spisyvaem-rashody-na-pokupku-zemli.html

Земельный налог для физических лиц и ИП в 2021 году

Стоимость земельного участка в налоговом учете

Земельный налог также как и имущественный является местным налогом, т.е. он платится в бюджет муниципального образования (или городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), где он установлен и в котором находится земельный участок.

Кто платит земельный налог в 2021 году

Земельный налог должны платить лица, владеющие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если же земельные участки находятся у физических лиц на праве безвозмездного срочного пользования или были им переданы по договору аренды, земельный налог платить не нужно.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • расположенных на землях сельхозназначения или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2020 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2020 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2020 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Формула расчета

Обратите внимание! С 2015 года физические лица, в том числе предприниматели, не должны рассчитывать налог на землю самостоятельно. Это обязанность возложена на ИФНС. Уплата производится по налоговому уведомлению.

Земельный налог рассчитывается по следующей формуле:

Земельный налог = Кст x Д x Cт x Кв,

Кст – кадастровая стоимость земельного участка (ее можно узнать на официальном сайте Росреестра или при помощи кадастровой карты).

Д – размер доли в праве на земельный участок.

Ст – налоговая ставка (узнать налоговую ставку в вашем регионе можно на этой странице).

Кв – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Льготы по земельному налогу

Некоторые плательщики могут воспользоваться льготами федерального и местного уровня. Если налоговый орган располагает информацией о праве плательщика на льготу, она будет учтена при расчете налога.

Но если налогоплательщик заметил при получении уведомления, что льгота не учтена, ему нужно подать в ИФНС заявление по форме из приказа от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

Заявление предоставляется только один раз — далее льгота действует автоматически.

Федеральные льготы

Не платят налог на землю коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также их общины — в отношении участков, которые используются для сохранения традиционного образа жизни.

При исчислении налога для отдельных категорий плательщиков база уменьшается на стоимость 6 соток площади земельного участка. Льгота действует для инвалидов 1 и 2 группы, Героев СССР и РФ, ветеранов ВОВ, пенсионеров, многодетных родителей, «чернобыльцев». Полный список льготных категорий — в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Если участков несколько, льгота по освобождению от налогообложения 6 соток действует только по одному из них. Выбрать, по какому именно, может сам плательщик. Для этого ему нужно подать в любую ИФНС уведомление о выборными земельном участке по форме, утвержденной приказом ФНС от 26.03.2018 N ММВ-7-21/167@.

Местные льготы

Представительные органы муниципальных образований могут своими актами вводить дополнительные льготы для некоторых категорий граждан. Они позволяют не только уменьшить величину необходимого к уплате земельного налога, но и не платить его вовсе.

Для получения информации об установленных льготах по земельному налогу вы можете воспользоваться специальным сервисом на сайте налоговой службы.

Примеры расчета

Петров И.А. владеет земельным участком в Московской области.

Кадастровая стоимость участка составляет 2 400 385 рублей.

Расчет налога

Налоговая ставка для данного земельного участка предусмотрена в размере 0,3%.

Земельный налог в этом случае будет равен: 7 201 руб. (2 400 385 руб. x 0,3 / 100).

В октябре 2018 года Петров И.А. зарегистрировал права на земельный участок, расположенный в Московской области.

Его кадастровая стоимость составляет 2 400 385 рублей.

Налоговое уведомление

Физическим лицам земельный налог рассчитывает налоговая служба, после чего направляет по их адресу места жительства уведомление, в котором содержится информация о размере налога, сроке его оплаты и т.д.

Налоговые уведомления в 2021 году за 2020 год будут направлены жителям России в период с апреля по сентябрь.

В случае обнаружения ошибочных данных в уведомлении необходимо написать в налоговую службу заявление (бланк заявления направляется вместе с уведомлением). После подтверждения этих данных будет сделан перерасчет суммы налога и в адрес налогоплательщика направлено новое уведомление.

Налоговое уведомление не пришло

Многие владельцы земельных участков ошибочно полагают, что если им не пришло уведомление из налоговой службы, тогда земельный налог платить не нужно. Это не так.

C 1 января 2015 года вступил в силу закон, согласно которому налогоплательщики в случае неполучения налоговых уведомлений обязаны самостоятельно сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества, а также транспортных средств.

Вышеуказанное сообщение, с приложением копий правоустанавливающих документов, необходимо предоставить в ИФНС в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря следующего года. Например, если земля была куплена в 2020 году, а уведомлений по ней не приходило, то в ИФНС предоставить информацию необходимо в срок до 31 декабря 2021 года.

Поэтому в случае неполучения уведомления ФНС рекомендует проявлять инициативу и обращаться в инспекцию лично (для онлайн записи на прием можно воспользоваться этим сервисом).

В случае, если гражданин самостоятельно сообщит о наличии у него земельного участка, по которому не был начислен налог, расчет платежа будет произведен за тот год, в котором было подано указанное сообщение.

Однако данное условие действует только, если в налоговой отсутствовали сведения о сообщенном объекте.

Если уведомление на уплату не было направлено по иным причинам (например, неверно указан адрес налогоплательщика или оно было утеряно на почте), то расчет будет произведен за все три года.

За непредставление такого сообщения в установленный срок гражданин будет привлечен к ответственности по п.3 ст. 129.1 НК РФ и оштрафован в размере 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту, по которому он не представил сообщение.

Срок уплаты земельного налога

В 2021 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты гражданами имущественных налогов – не позднее 1 декабря 2021 года (для уплаты налога за 2020 год).

Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты земельного налога, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой от действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Кроме этого, налоговый орган может направить работодателю должника уведомление о взыскании задолженности за счет заработной платы, а также наложить ограничение на выезд из РФ. Штраф с физических лиц за неуплату налогов не взыскивается.

Оплата земельного налога

Заплатить земельный налог можно при помощи специального сервиса на официальном сайте налоговой службы.

Для этого необходимо:

  1. Заполнить реквизиты налогоплательщика (для безналичной оплаты обязательно должен быть ИНН):

  2. Указать вид оплачиваемого налога, адрес местонахождения, категорию земель, тип платежа (сам налог или пени) и сумму платежа:

  3. Выбрать способ оплаты. Для оплаты наличными сформируйте платежное поручение (кнопка – «Сформировать ПД»), после этого его можно распечатать и оплатить в филиале любого банка России:

  4. Для оплаты безналичным способом выберите одну из доступных кредитных организаций, после чего вы будете перенаправлены на сайт компании для оплаты налога:

Как узнать задолженность по налогам

Узнать о наличии задолженности по имеющимся у вас налогам вы можете несколькими способами:

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/fns/zemlya/

Бухгалтерский учет и налоговый учет операций по приобретению земельных участков — Audit-it.ru

Стоимость земельного участка в налоговом учете

Основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон №129-ФЗ, согласно которому бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Ведение бухгалтерского учета в обязательном порядке осуществляется всеми организациями, независимо от организационно-правовой формы.

В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены только организации, перешедшие на УСН (за исключением учета основных средств и нематериальных активов), которые ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, так же освобождены от ведения бухгалтерского учета, они ведут только учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации

Основными задачами бухгалтерского учета в любой организации являются:

·   формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

·   обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

·   предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Правила формирования в бухгалтерском учете организации информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 земельные участки включены в состав основных средств. Согласно данному бухгалтерскому стандарту основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой зависит от способа поступления основного средства (в данном случае земельного участка) в организацию.

Согласно пункту 8 ПБУ 6/01:

«Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)».

Таким образом, первоначальная стоимость земельного участка при приобретении его за плату складывается из следующих затрат: суммы уплаченной продавцу; сбора за регистрацию права собственности на земельный участок; расходов на информационные услуги; расходов на консультационные услуги, связанные с приобретением земли; вознаграждение, уплаченное посреднику и так далее.

https://www.youtube.com/watch?v=FrOFNq4N9rE

Как мы уже отметили, земельные участки для целей бухгалтерского учета являются объектами основных средств, но амортизация по этим объектам не начисляется (пункт 17 ПБУ 6/01). Из чего можно заключить, что бухгалтерское законодательство не позволяет учитывать в себестоимости товаров (работ, услуг) затраты на приобретение земельного участка.

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые в последствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков» до того момента, пока организация не зарегистрирует право собственности на земельный участок в Едином государственном реестре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ, пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, пунктом 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на земельный участок к покупателю подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав учреждениями юстиции.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 ГК РФ).

После регистрации расходы по приобретению земельного участка списываются со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» субсчет 08-1 «Приобретение земельных участков» на счет 01 «Основные средства».

Учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», соответствующий субсчет.

Сумма земельного налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается налогоплательщиками – организациями по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», соответствующий субсчет и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и другие).

Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 51 «Расчетные счета».

Пунктом 31 ПБУ 6/01 и пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» определено, что при переходе права собственности на объект недвижимости, учтенный в составе основных средств, сумма поступления от продажи такого объекта отражается в бухгалтерском учете организации в качестве операционного дохода по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Стоимость же выбывающего в результате продажи объекта основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета (пункт 29 ПБУ 6/01).

Балансовая стоимость земельного участка списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91»Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», поскольку является операционным расходом в соответствии с пунктом 31 ПБУ 6/01 и пунктом 11 ПБУ 10/99

Согласно действующей редакции пункта 31 ПБУ 6/01, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 год, доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов.

Налоговый учет операций по приобретению земельных участков

Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=xw5MvAlAm4g

Каждая организация, являющаяся плательщиком налога на прибыль, должна самостоятельно организовать систему налогового учета, исходя из принципа последовательности применения нормы налогового законодательства. Это означает, что закрепленная система налогового учета должна применяться организацией последовательно от одного налогового периода к другому.

Методы, используемые организацией, при исчислении налогооблагаемой прибыли, закрепляются в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой руководителем организации.

Как следует из положений статьи 313 НК РФ, данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы.

В НК РФ не дается определения первичных учетных документов, поэтому, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ, этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства.

В соответствии с Федеральным законом №129-ФЗ первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

Иначе говоря, под первичными документами в налоговом учете понимаются те же документы, которые признаются таковыми в бухгалтерском учете.

Аналитические регистры налогового учета – это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета.

Согласно статье 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров должны содержать следующие реквизиты, установленные статьей 313 НК РФ.

·   наименование регистра;

·   период (дату составления);

·   измерители операции в натуральном (если это возможно) и в стоимостном выражении;

·   наименование хозяйственных операций;

·   подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Налоговый учет основных средств регулируется главой 25 НК РФ, а именно статьями 256 -259 НК РФ.

Если проанализировать требования, выдвигаемые статьями 256 и 257 НК РФ, то становится понятным, что общие принципы бухгалтерского и налогового учета основных средств во многом схожи.

Таким образом, чтобы не допускать различий между данными обоих учетов бухгалтер организации должен во всех возможных случаях использовать одинаковые методы оценки основных средств, установление сроков полезного использования, начисления амортизации, тем более что некоторые различия, существующие в учетах, преодолеть совсем несложно.

Однако в отношении таких основных средств как земельные участки избежать возникновение различий между первоначальной стоимостью основного средства в бухгалтерском и налоговом учета, не удастся. И связано это с расходами на государственную регистрацию прав собственности на землю.

Платежи за государственную регистрацию в бухгалтерском учете будут формировать первоначальную стоимость земельного участка, а в налоговом учете эти расходы признаются в соответствии с подпунктом 40 статьи 264 НК РФ прочими расходами, связанными с производством и реализацией и первоначальную налоговую стоимость земельного участка включены быть не могут.

Кстати, такая точка зрения указана и в Письме Минфина Российской Федерации от 11 марта 2004 года №04-02-05/3/16.

НК РФ подразделяет основные средства на амортизируемые и неамортизируемое. Кроме того, в целях налогового учета амортизируемые основные средства делятся на две группы: подлежащие амортизации и не подлежащие амортизации (перечень основных средств, не подлежащих амортизации, приведен в пункте 2 статьи 256 НК РФ).

Обратите внимание!

В налоговом учете, так же как и в бухгалтерском, земельные участки не подлежат амортизации (пункт 2 статьи 256 НК РФ).

Поэтому, необходимо помнить, что организация, приобретя в собственность земельный участок, даже в случае его использования для деятельности, приносящей доходы, не сможет погашать его стоимость путем начисления амортизационных отчислений.

Если проанализировать положения главы 25 НК «Налог на прибыль организаций» НК РФ, то вообще становится понятным, что налогоплательщик может уменьшить свой налогооблагаемый доход на затраты по приобретению земельных участков только в одном единственном случае – при его продаже.

Обратите внимание!

Исключение лишь составляют затраты, связанные с государственной регистрацией права на земельный участок и сумм уплаченного земельного налога.

Эти затраты, осуществленные организацией отнесены главой 25 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пункт 1 и пункт 40 статьи 264 НК РФ). Они являются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего (налогового периода).

Возможность уменьшить свои доходы от реализации земельного участка на цену его приобретения налогоплательщику, предоставляет подпункт 2 пункта 1 статьи 268 НК РФ.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей бухгалтерского и налогового учета на предприятиях агропромышленного комплекса, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Предприятия агропромышленного комплекса».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/44897.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.