Производство в надзорной инстанции

Тема 25. Производство в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции

Производство в порядке надзора – это самостоятельная и исключительная стадия гражданского процесса. Пересмотр в порядке надзора решений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.

Надзорное производствоэто исключительный способ проверки судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в ч. 2 ст. 391.1, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

3) вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

4) определения Апелляционной коллегии ВС РФ;

5) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;

6) определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Военной коллегии ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.

Правом на обращение в Президиум Верховного Суда РФ с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу

жалобы на имя Председателя Верховного Суда РФ – 6 месяцев (ч. 2 ст. 391-11 ГПК РФ).

В отличие от кассационных и апелляционных жалоб, надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд РФ.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с требованиями закона, изучаются судьей Верховного Суда РФ.

Надзорные жалобы, представления изучаются по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда РФ выносит одно из следующих определений:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Следует отметить, что Председатель ВС РФ, либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд РФ.

Следуем учитывать, что Председатель ВС либо его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.

Основаниемдля отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391-9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

Президиум ВС РФ принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи ВС РФ о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом ВС РФ по правилам, предусмотренным гл. 10 ГПК. Неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Надзорные жалоба, представление с делом рассматриваются Президиумом ВС РФ в судебном заседании не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.

В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.

Надзорные жалоба, представление с делом, рассматриваемые в порядке надзора в Президиуме ВС РФ, докладываются судьей ВС РФ.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основаниями для передачи надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Лица, явившиеся в заседание Президиума, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление.

При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством . При равном количестве , поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

Председатель ВС РФ или его заместитель по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.

Необходимо отметить, что Председатель ВС РФ или его заместитель, внесший представление, не может участвовать в рассмотрении Президиумом ВС РФ дела, о пересмотре которого им внесено представление.

Президиум ВС РФ, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум ВС РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления.

В интересах законности Президиум ВС РФ вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления.

При этом Президиум не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Необходимо помнить, что при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания Президиума Верховного Суда РФ о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Источник: https://studopedia.ru/6_4852_tema--proizvodstvo-v-sude-nadzornoy-instantsii.html

Уголовно-процессуальное право

Производство в надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):
  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России.

Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными.

Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Источник: https://isfic.info/crimpro/lodne135.htm

Производство в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

  1. приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
  2. судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  3. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
  4. приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
  5. определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

  1. копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
  2. копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
  3. в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа.

На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства.

В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления.

Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством судей.

При равенстве судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь.

Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст.

405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  2. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;
  3. отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;
  4. отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  5. отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;
  6. внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

https://www.youtube.com/watch?v=NgiPbfzaE0E

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Источник: https://be5.biz/pravo/u006/23.html

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Производство в надзорной инстанции

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора – судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.

Порядок возбуждения надзорного производства

См. Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

https://www.youtube.com/watch?v=Xw2vpceP33A

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если: 

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой, частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора

Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

  1. права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  2. права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  3. единообразие в толковании и применении судами норм права.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nadzornoe-proizvodstvo-ponyatie-i-poryadok-vozbuzhdeniya

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора

Производство в надзорной инстанции

Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики. Правила пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Основания пересмотра судебного акта в порядке надзора:

  • права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Срок подачи надзорных жалоб составляет 3 месяца со дня вступления в законную силу указанных решений. Если указанный срок пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 АПК РФ, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом. В надзорных жалобе, представлении должны быть указаны:

  • наименование суда, в который они подаются;
  • наименование лица, подающего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;
  • наименования лиц, участвующих в деле, их место нахождения или место жительства;
  • наименования судов, рассматривавших дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими судебных актов;
  • сведения об обжалуемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу;
  • предмет спора;
  • основания пересмотра судебного акта в порядке надзора, предусмотренные статьей 308.8 АПК РФ, с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  • просьба лица, подающего жалобу, представление;
  • перечень документов, прилагаемых к заявлению или представлению.
Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными АПК РФ, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение:

  • об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  • о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает дело к рассмотрению на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и копии надзорных жалобы, представления. Время рассмотрения надзорных жалобы, представления вместе с делом в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в судебное заседание.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Неявка указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела в порядке надзора.

Судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы, содержащиеся в надзорных жалобе, представлении и послужившие основанием для передачи надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. После лица участвующие в деле вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснения лицо, подавшее надзорные жалобу, представление.

Полномочия суда надзорной инстанции:

  • оставить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
  • отменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
  • оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
  • отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постановление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
  • оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 308.3 АПК РФ.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию.

Источник: https://www.pravo-ved.ru/sudebnoe-predstavitelstvo/proizvodstvo-po-peresmotru-sudebnyx-aktov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.