Проблемы земель населенных пунктов

Земли населенных пунктов: проблемы исторического развития

Проблемы земель населенных пунктов

Войновский Д.О., соискатель Российского государственного гуманитарного университета.

Для целевого рационального использования земель в государстве исторически сложилось их деление на определенные категории, которые с течением времени подвергаются пусть незначительному, но изменению.

К подобной категории так называемых недавно измененных категорий относятся земли населенных пунктов.

Примечательно, что в ст. 4 действовавшего ранее Земельного кодекса РСФСР одним из видов земель по целевому назначению были названы “земли населенных пунктов”, чей состав, правовой режим и особенности регулирования были закреплены в разделе IV указанного нормативно-правового акта.

Земельный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 25 апреля 1991 г. N 1103-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 22. Ст. 768.

Кроме того, в Указе Президента РФ от 14 февраля 1996 г.

N 198 также содержалось понятие “земли населенных пунктов” и было указано, что граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения (далее именуются – объекты недвижимости), вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, за плату или бесплатно.

Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 198 “О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности” // СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 740.

Примечательно, что понятия “земли поселений” и “земли населенных пунктов” в законодательстве использовались попеременно и в достаточно аналогичном смысле. Некоторую путаницу в разграничение данных терминов внес Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ), который закрепил в качестве одного из вида земель именно земли поселений.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.Так, согласно ст. 83 ЗК РФ землями поселений являлись земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий.

Порядок использования земель поселений определялся в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делилась на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждались и изменялись нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

Правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов Российской Федерации.

Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

Кроме того, ст. 84 устанавливала понятие черты городских, сельских поселений и порядок ее установления.

Следует отметить, что в приведенном выше виде нормы ЗК РФ вступали в некоторую коллизию с другими нормативно-правовыми актами, в частности с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” .

Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Согласно ст. 2 указанного Закона сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городским является поселение, город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Необходимо также заметить, что в Градостроительном кодексе РФ понятие “поселение” не раскрывается, однако во многих положениях используется именно данный термин.

Так, например, в указанном Кодексе речь идет о территориальном планировании поселений, утверждении местных нормативов градостроительного проектирования поселений, утверждении правил землепользования и застройки поселений, утверждении подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16. При этом совершенно очевидно, что термин “поселения” употреблялся в Градостроительном кодексе РФ в значении населенного пункта, что вызывало некоторую неоднозначность в правоприменении.

В ст. 11 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закреплен правовой статус территорий и границ территорий муниципальных образований. В частности, установлено:

  • территория субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
  • территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
  • размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
  • границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
  • территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
  • территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  • границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Данной нормой установлено понятие межселенной территории, к которой отнесены территории внутримуниципальных районов, не занятые поселениями, на территориях с низкой плотностью населения.

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ.

Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Ясность в использование терминологии была внесена соответствующим законом , изменившим некоторые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, которым “земли поселений” были переименованы на “земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)”.

Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” // СЗ РФ. 2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5498.

При этом указанное выше понятие “черта поселения” было исключено из текста закона и было заменено на “граница населенного пункта”, что соответствует положениям Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” и тем самым убирает разногласие между законами.

В настоящее время согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Статья 85 Земельного кодекса РФ устанавливает, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Наиболее актуальными в настоящее время являются земельные участки в составе жилых зон, а также в связи с повсеместным развитием строительства торгово-развлекательных, офисных, деловых центров и земельные участки в составе общественно-деловых зон.

Согласно нормам действующего законодательства земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.

Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Таким образом, проблемы исторического развития земель населенных пунктов связаны в основном с их правовым режимом и пониманием сущности, которую законодатель пытается подвести под реально существующий порядок вещей в правовом регулировании земельного оборота.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/21978-zemli-naselennykh-punktov-problemy-istoricheskogo-razvitiya

Правительство предложило изменить сразу несколько законов о земле

Проблемы земель населенных пунктов

Правительство страны предлагает изменить сразу несколько законов о земле. Эти изменения напрямую затронут граждан и бизнес. Они помогут им решить проблемы, которые сегодня фактически неразрешимы. Речь идет о пересмотре ныне принятого деления всех наших земель на привычные категории – сельскохозяйственные, особо охраняемые и прочие.

В прямом смысле революционные изменения озвучила заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко.

По ее словам, от привычного деления всех земель на категории надо отказаться и заменить на зоны. Об этом предложении Виктория Валериевна говорила на совещании президента РФ с членами правительства.

– Так, несмотря на то, что сельскохозяйственные земли сами являются донорами для любого развития и строительства, построить на этих землях, например, ферму, склад для готовой продукции, дом фермера или организовать ярмарку для реализации произведенной на этой земле продукции невозможно, – сказала корреспонденту “РГ” Виктория Абрамченко.

“Российской газете” удалось узнать главные детали этих предложений.

Россияне смогут самостоятельно заказывать комплексные кадастровые работы

В нашей стране сельскохозяйственные земли, как отдельная категория, занимают второе место по площади после земель лесного фонда. Их площадь почти в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

А главная особенность этих земель в том, что они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают нашу продовольственную безопасность.

Кроме того, сельскохозяйственные земли считаются по праву донором для развития населенных пунктов.

А еще на этих землях ведется деятельность, не связанная с сельским хозяйством, – строятся дороги, добываются полезные ископаемые.

По словам Абрамченко, при подготовке Земельного кодекса в 2001 году принцип деления земель на категории рассматривался как основа земельного законодательства и гарантия защиты земель.

Правовые аспекты землепользования эксперты “РГ” разбирают в рубрике “Юрконсультация”
Но последующие годы наглядно показали – этот принцип не сработал. Виктория Валериевна говорит, что произошло это прежде всего потому, что одной декларации об отнесении земель на бумаге к какой-либо категории, без определения их границ оказалось недостаточно.

Так получилось с землями лесного фонда, с сельскохозяйственными землями и с землями особо охраняемых территорий и объектов. То есть со всеми землями, которые нужно бережно использовать и охранять.

Сейчас по поручению президента устанавливаются границы лесничеств и лесопарков, границы национальных парков и заповедников.

По мнению вице-премьера, такая же работа должна быть выполнена и на землях сельскохозяйственного назначения.

Абрамченко подчеркивает – это непростой процесс и начать его нужно с подготовки новой редакции Закона “О землеустройстве” – главного нормативного акта по планированию использования сельскохозяйственных земель.

Изменения в законе облегчат крестьянам условия работы и жизни на земле Getty Images

– Считаю, что отказаться от деления земель на категории и перейти на систему зонирования территорий без потерь можно будет только тогда, когда будут определены границы трех ключевых категорий земель: лесных, сельскохозяйственных и особо охраняемых.

При этом уже сейчас необходимо решить главную проблему, которая напрямую связана с категориями земель и тормозит реализацию отдельных национальных проектов. Я говорю о процедуре перевода земель из одной категории в другую.

Эта процедура непрозрачна, содержит в себе коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, – утверждает Абрамченко.

Вице-премьер подчеркивает – речь идет не об угодьях или об особо ценных землях в составе сельскохозяйственных земель, а о прочих землях, которые не представляют интереса для растениеводства.

– Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов. А вместе с мерами, предусмотренными в Государственной программе “Комплексное развитие сельских территорий”, поможет в достижении еще семи национальных целей, – объяснила Виктория Абрамченко.

Необходимый уровень защиты угодий и особо ценных сельскохозяйственных земель, в том числе от застройки, требует внесения изменений в Земельный кодекс и Закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Что же кардинального надо изменить в этих законах?

Требуется, во-первых, дать новое определение особо ценных земель. Во-вторых, установить единый порядок их описания для всех регионов.

В-третьих, нужно изменить диспозитивный характер норм (то есть возможность по соглашению сторон применить другое право, чем было заложено в норме).

Надо обязать субъекты Российской Федерации установить границы особо ценных земель.

В-четвертых, сведения об этих землях должны включаться, как это сегодня уже происходит с особо охраняемыми территориями, – в Единый государственный реестр недвижимости.

Еще важным моментом в выступлении Абрамченко были предложения по так называемым “земельным паям”. Для тех, кто не знает, что это такое, уточним.

Когда закончились советские колхозы, их работники получили паи – земельные участки из состава общих полей, пастбищ и пустошей. Кто-то паями воспользовался: стал их обрабатывать, продал или сдал в аренду.

Но Виктория Валериевна озвучила цифру, которую большинство граждан не знает, – это количество долей, у которых до сих пор, по прошествии четверти века, так и не появился хозяин.
Садоводческие товарищества переходят в цифровой формат

По утверждению вице-премьера – а она бывший глава Росреестра и вопрос знает как никто другой, – проблема невостребованных долей не решается на протяжении 25 лет. И в России таковых осталось около 17 млн гектаров. Это земли, у которых есть титульный владелец, но он за четверть века не распорядился своей долей. В Росреестре таких собственников называют “молчаливыми дольщиками”.

Абрамченко предлагает вовлекать эти земли в оборот, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозтоваропроизводителям.

По ее мнению, до 1 января 2025 года надо дать возможность такому “молчаливому дольщику” или его наследникам зарегистрировать свои права.

В противном случае с 1 января 2025 года предложено запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для бесхозяйного имущества.

Вице-премьер считает, что реализация этих мер позволит достичь быстрых, реальных результатов. В правительстве понимают и трудности таких предложений.

Так вовлечение в оборот неиспользуемых сегодня сельскохозяйственных земель потребует развития и поддержки мелиорации земель. Культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушению и орошению, известкованию кислых почв.

Такие работы без поддержки со стороны государства будут непосильны для аграриев.

Подобные работы должны выполняться на системной, постоянной основе и найти отражение в Государственной программе.

Президент страны Владимир Путин заявил о безусловной поддержке озвученных Абрамченко инициатив, связанных с изменениями земельного законодательства. Он потребовал без промедления остановить перевод с так называемой заинтересованностью земель из одной категории в другую.

Владельцев земельных участков могут начать штрафовать за борщевик

“Полностью согласен с вами в том, что перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая.

Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства. Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз.

Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться. Все, что вы сказали, нужно делать и нужно делать как можно быстрее”, – прокомментировал предложения вице-премьера Владимир Путин.

Не откладывая в долгий ящик, он призвал разобраться с землями “молчаливых дольщиков” и довести это до логического конца. А также как можно быстрее исполнить его поручение и представить проект Государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации.

Источник: https://rg.ru/2020/04/02/pravitelstvo-predlozhilo-izmenit-srazu-neskolko-zakonov-o-zemle.html

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Проблемы земель населенных пунктов

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.