Приватизация земельных участков земельное право

Содержание

Приватизация земли

Приватизация земельных участков земельное право
Цены на услуги юриста по жилищным делам

Под приватизацией земельного участка понимается процедура приобретения прав на участки, находившихся собственности государства или муниципальных образований. Процесс перехода прав на данный объект недвижимости в частную собственность физических лиц или организаций урегулирован главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Приватизация земельного участка предусматривает два способа передачи прав:

  1. Приобретение на безвозмездной основе.
  2. Приобретение за плату.

Предоставление наделов на безвозмездной основе осуществляется на основании решения государственного или муниципального органа власти. Передача указанного объекта недвижимого имущества на платной основе подразумевает заключение договора купли – продажи, как по итогам торгов, так и в случаях продажи без торгов.

01

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Цены на услуги юриста по жилищным делам

Безвозмездная передача указанного объекта недвижимого имущества для физических лиц допускается только в отношении участков, полученных до 30 октября 2001 года. Ни при каких условиях не допускается безвозмездное оформление наделов в собственность юридических лиц.

Сколько стоит

Стоимость процедуры переоформления прав для граждан и организаций отличается в зависимости от способа, которым осуществляется приватизация, а в некоторых случаях и от целевого назначения земли.

Переоформление наделов на бесплатной основе не предусматривает внесения никакой платы за передаваемый участок, однако будущий собственник обязан уплатить государственную пошлину за совершение регистрационных действий и внесение сведений о переходе права собственности в ЕГРИП. Размер государственной пошлины составляет:

  1. По стандартному тарифу, который применяется к регистрации подавляющего большинства указанных объектов недвижимого имущества – 2000 рублей за регистрацию перехода одного права.
  2. По льготному тарифу, который применяется в отношении земель под индивидуальное жилищное строительство, земель лесопромышленного хозяйства, земли для целей садоводства и огородничества – 350 рублей за регистрацию одного перехода права.

Сколько стоит приватизация земли в случае платного приобретения права можно узнать только по итогам проведения процедуры торгов (аукционов).

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, приватизация указанных объектов недвижимого имущества по договору купли-продажи осуществляется без проведения торгов, а цена таких земельных наделов определяется органами исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Помимо этого, оформление прав возмездным способом также предусматривает уплату государственной пошлины.

Приватизация земельного участка, находящегося в аренде

Аренда недвижимого имущества, в том числе и земельного участка, подразумевает срочное платное пользование таким объектом. Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает только один случай, когда допускается бесплатная приватизация в частную собственность земли, находящуюся в аренде.

В личную собственность физических лиц может быть безвозмездно оформлен участок, ранее предоставленный данной категории субъектов в аренду на следующие виды целевого назначения и разрешенного пользования:

  1. Индивидуальное жилищное строительство.
  2. Подсобное хозяйство.

Приватизация участка, находящегося в аренде юридического лица, земельным законодательством не предусмотрена.

Какие документы нужны

Так как процедура передачи земли является государственной услугой, порядок осуществления передачи прав на нее и требования к предоставлению документов четко регламентированы законодательством Российской Федерации. Перечень документов для бесплатной передачи данного объекта недвижимости, определенный законодательством, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Вот какие документы нужны для приватизации земли физическими лицами на безвозмездной основе:

  1. Заявление по установленной форме, которое заполняется и подается владельцем земельного надела, либо его представителем по нотариальной доверенности.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя, а также его представителя по доверенности.
  3. Выписку из ЕГРИП в отношении испрашиваемого земельного надела о наличии зарегистрированных прав на данную землю.
  4. Выписку из ЕГРИП в отношении объекта капитального строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а также техническую документацию на данный объект.
  5. Кадастровый план (если в отношении участка не проводилась процедура кадастрового учета, она будет осуществляться в рамках процесса оформления надела в частную собственность заявителя).
  6. Документы, подтверждающее права заявителя на испрашиваемый надел (право пользования или аренды).

После рассмотрения заявления в уполномоченном органе власти, необходимо провести процедуру государственной регистрации перехода вновь возникшего права. Для этого понадобятся следующие документы:

  1. Решение должностного лица органа государственной или муниципальной власти о переоформлении данного земельного объекта недвижимости на заявителя.
  2. Кадастровый план.
  3. Договор купли – продажи (если земля приобретается на возмездной основе).

Порядок

Порядок приватизации земельного участка регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации, подзаконными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

После подготовки необходимых документов, они передаются вместе с заявлением в орган, уполномоченный на вынесение решения о предоставлении земли на бесплатной основе. Должностные лица, после приема документов, осуществляют их проверку в течение 14 дней. Указанный срок может быть продлен в случае необходимости проведения кадастрового учета.

После осуществления проверки заявитель получает решение о безвозмездной передаче, которое предоставляется им в органы Федеральной службы Росреестра, либо в Многофункциональный Центр (МФЦ), для совершения регистрационных действий.

Подготовку документов, представление их в соответствующие учреждения и регистрирующий орган, владелец может осуществлять самостоятельно либо через представителя по доверенности. Квалифицированную помощь по оформлению в собственность данной недвижимости окажет юрист или юридическая компания.

С чего начать

С чего начать приватизацию земельного участка? Прежде всего, необходимо установить наличие оснований для требования передачи надела в частную собственность. Как указывалось выше, безвозмездная передача для физических лиц допускается только в отношении наделов, полученных до 30.10.2001 года.

Если участок был получен позже этой даты, либо с иным целевым назначением или разрешенным видом пользования, оснований для обращения не имеется.

При наличии оснований для подачи заявления в уполномоченный орган, владелец участка собирает пакет необходимых документов и предоставляет его в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти.

Заявление

Правовым основанием для начала процедуры безвозмездной передачи земли физическому лицу является заявление на приватизацию земельного участка.

Форма заявления утверждается органами власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Несоблюдение установленной формы заявления, а также заполнение ее в произвольной форме, не является основанием для отказа в переоформлении права собственности на землю.

В этом случае уполномоченные органы вправе уточнить недостающие сведения путем непосредственного обращения к заявителю, либо продлить срок проверки представленных документов.

Безвозмездная приватизация долей на данный объект недвижимости прямо запрещена статьей 36 ЗК Российской Федерации, так как для передачи земли требуется заявление от всех владельцев участка. Выдел доли земельного участка можно осуществить только после оформления права общей долевой собственности на целый участок.

Земля под многоквартирным жилым домом может быть оформлена в долевую собственность путем безвозмездной передачи указанного надела в состав имущества многоквартирного дома. В этом случае регистрационные действия в отношении перехода вновь возникшего права не требуется, так как земля, на которой расположен многоквартирный дом, будет сформирован как общее имущество указанного объекта.

Сроки приватизации

Сроки приватизации земельных участков не зависят от основания обращения физического лица и составляют 14 дней с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами. При необходимости проведения процедуры кадастрового учета, изготовления кадастрового паспорта и установления границ надела, процедура оформления документов может быть продлена на один месяц.

Предельный срок, в течение которого физические лица могут обратиться с заявлением о безвозмездной передаче таких объектов, неоднократно продлевался федеральным законодательством, и в настоящее время ограничен следующими датами:

  1. бесплатная приватизация участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства – не позднее 01.03.2018 года;
  2. для участков, предоставленных физическим лицам для ведения дачного хозяйства, а также садоводства и огородничества – не позднее 31 декабря 2020 года.

Полезная информация по жилищным делам

Источник: https://advocate-service.ru/privatizaciya/zemelnogo-uchastka.html

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Приватизация земельных участков земельное право

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Приватизация земельных участков

Приватизация земельных участков земельное право

Приватизацией государственных земель называется переход права владения участком от федерального, регионального или муниципального собственника к физическим или юридическим лицам

С появлением понятия частной собственности после распада СССР государство инициировало массовую передачу прав собственности на земельные наделы их фактическим пользователям – гражданам РФ.

Такая передача прав называется приватизацией и предназначена для стимулирования экономической активности граждан и юридических лиц и пополнения бюджета земельными налогами.

Что такое приватизация земельного участка

Приватизацией государственных земель называется переход права владения участком от федерального, регионального или муниципального собственника к физическим или юридическим лицам, согласно ст. 1 закона № 178 «О приватизации…».

Приватизация регулируется следующими законодательными актами:

  • Законом № 178 «О приватизации…»;
  • Земельным кодексом РФ;
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ».

Если гражданину предоставлен в пользование земельный участок от федеральных или местных властей, он может приватизировать данный участок, оформив на него право собственности.

Существует два основных вида приватизации:

Приватизация участков на платной основе происходит путём их выкупа за процент от кадастровой стоимости, причём пользователи участков имеют преимущественное право выкупа, отказ в котором со стороны органов власти не допускается (п. 3 ст. 28 ФЗ «О приватизации…»).

Бесплатно приватизировать землю можно при соблюдении следующих условий:

  • Пользователь ранее не приватизировал земельные участки;
  • Пользование землёй наступило раньше октября 2001 года;
  • Земля, подлежащая приватизации, не изъята из оборота и не ограничена в таковом.

Нужно ли приватизировать купленный участок

Любые операции с земельным наделом, в том числе его покупка и продажа, возможны после оформления прав собственности, то есть приватизации, но нередко встречаются случаи покупки участка (особенно в дачном или садовом товариществе) при отсутствии правоподтверждающих документов у продавца.

В таком случае покупатель приобретает не земельный участок, а членство в садовом или дачном кооперативе, и для полноценного распоряжения имуществом ему необходимо приватизировать купленный участок, чтобы иметь возможность его продавать, дарить, обменивать и т.д.

Приватизация «купленного» участка возможна только в том случае, если он был предоставлен потребительскому кооперативу ранее введения в действие земельного кодекса (октябрь 2001 года), в противном случае может оказаться, что бесплатная приватизация невозможна и оформить право собственности можно только путём выкупа земли за 15% от кадастровой стоимости.

Чтобы не пришлось выкупать у государства уже купленный участок, стоит попросить продавца перед продажей оформить приватизацию на своё имя самостоятельно и приобрести уже оформленный участок.

Что даёт приватизация земли в собственность

Пользование неприватизированными земельными наделами может осуществляться на следующих правах:

  • Право бессрочного землепользования;
  • Право пожизненного наследуемого владения;
  • Право аренды;
  • Право безвозмездного пользования на основе решения органов власти.

Право безвозмездного пользования может быть предоставлено отдельным льготным категориям граждан при соблюдении ряда условий, например, строительство дома или работа по востребованной в сельской местности профессии заданное количество лет.

Преимущества

Ни одно из вышеперечисленных прав не даёт землепользователю возможности полноправно распоряжаться земельным наделом, а именно:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Менять или дарить;
  • Разбивать на отдельные участки;
  • Инициировать смену категории земли для получения разрешения на строительство;
  • Передавать по наследству.

Исключение составляет передача земли по наследству – право наследуемого владения переходит подлежит передачи по наследству, но наследники также не будут являться полноценными собственниками.

Важно помнить, что помимо невозможности отчуждения неприватизированного участка или сдачи его в аренду, пользователю государственной или муниципальной земли могут угрожать более серьезные юридические проблемы:

  • Изъятие земель на нужды обороны или иные;
  • Лишение возможности бесплатной приватизации из-за изменений в законодательстве.

Последний пункт не грозит обладателям права бессрочного использования садовых или дачных участков, так как их приватизация не ограничена сроком, согласно пункту 2.1. ст. 3 ФЗ № 137. А вот изъятие неприватизированных земель на государственные нужды может проходить без выплаты компенсации бывшим пользователям.

Недостатки

К немногочисленным недостаткам использования неприватизированных земель можно отнести:

Если земельный участок достаточно большой по площади и к нему нельзя применить налоговый вычет, то приватизация может обернуться возникновением ежегодных расходов по уплате земельного налога, что может быть невыгодно лицу, не планирующему продажу своего участка и не имеющему наследников.

В ряде регионов стоимость маленьких участков в труднодоступных отдалённых районах с неплодородно почвой ниже, чем стоимость затрат по оформлению необходимых кадастровых и межевых документов, особенно ввиду того факта, что геодезические компании могут потребовать отдельных доплат за выезд в отдалённые районы пригорода.

Важные моменты

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2

Приватизация земельных участков гражданами

Приватизация земельных участков земельное право

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Что говорит закон о приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков земельное право

В соответствии с последними решениями Государственной думы до 1 марта 2020 года продлено действие «дачной амнистии», дающей право бесплатной приватизации земельных участков. Это значит, что после указанной даты оформить право собственности на землю можно будет только платно.

Прежде чем обратиться в государственные органы для оформления собственности, следует разобраться в том, кто и на каких условиях может бесплатно приватизировать землю, какие категории земель не подлежат приватизации, в чем состоит суть процедуры и что необходимо подготовить заранее.

федерального закона о приватизации земельных участков

Актуальность принятия в 2006 году Федерального закона № 93-ФЗ о приватизации земельных участков с государственной точки зрения была обусловлена невозможностью установления формы собственности в отношении ряда категорий земель, например, находящихся в пользовании садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, а также выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Введение упрощенного порядка приватизации позволило гражданам без лишних затрат и усилий оформить свои права на землю и постройки на ней, а государству расширить налогооблагаемую базу за счет введения этих земель в налоговый оборот. Закон оказался выгоден всем.

Однако действие его было изначально ограничено:

  • оформить право собственности на земельный участок бесплатно гражданин может только один раз;
  • участок должен быть получен гражданином в пользование до 2001 года;
  • приватизация земель данной категории должна быть разрешена в принципе.

Ограничение по сроку принятия надела в пользование связано с моментом вступления в действие новых принципов государственного регулирования приватизации земли, закрепленных Земельным кодексом.

С 2001 года была прекращена безвозмездная передача земельных участков в пользование частным лицам, а надел, полученный от государства раньше этого времени, стало возможно оформить в собственность по упрощенной схеме бесплатно.

Право на приватизацию земельных участков имеют только те граждане, которые используют их в соответствии с целевым назначением (с категорией земель). Если нарушены правила использования, участок может быть изъят.

Законодательство на данный момент предусматривает и другие случаи, когда возможна бесплатная приватизация земли, кроме предусмотренных законом о «дачной амнистии»:

  • земли, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для ведения личного подсобного или фермерского хозяйства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • земельные участки, переданные на срок до шести лет в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, могут быть приватизированы по истечении 5 лет;
  • один раз приватизировать землю бесплатно могут многодетные семьи.

Приватизация как общее понятие

До 1991 года граждане пользовались недвижимостью, принадлежавшей государству: квартиры, гаражи, земельные участки – всем этим можно было пользоваться, но нельзя было продавать. Переехать в другое жилье можно было двумя способами: через обмен (с доплатой за улучшение условий) или приобретение кооперативной (новой) квартиры.

Понятие частной собственности было введено в оборот с распадом СССР, тогда же начался процесс приватизации – передачи государственной и муниципальной недвижимости на праве собственности в частные руки.

Приватизации массово подверглись объекты жилой недвижимости и промышленные предприятия. А вот переданные когда-то в бессрочное пользование дачным и садоводческим товариществам так и оставались в основном в собственности государства.

Аналогичной была ситуация с наделами, расположенными под частными или многоквартирными домами, под гаражными комплексами и т.д. Учесть их количество, определить границы и площадь было практически невозможно.

При этом купля-продажа этих площадей находилась вне правового поля, а владельцы рисковали лишиться земли, если, например, начиналось строительство дороги или жилых домов на территории садоводческого товарищества.

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными собственниками и по своему усмотрению распоряжаться полученным имуществом, а государству – вести полноценный учет объектов недвижимости и земель, получая доход в виде налога на имущество и земельного налога.

Принятый в середине 1990-х годов Земельный кодекс не предусматривал механизмов купли-продажи земли и передачи ее под залог.

Поэтому, если земля была приватизирована, например, в 1996 году, часто на нее не оформлялся документ – свидетельство о собственности, так как фактически свободно распоряжаться приватизированным участком было все еще невозможно.

Введенный в действие в 2001 году Земельный кодекс РФ упорядочил процедуру и порядок определения правового статуса земельных участков, сформировал основу легализации прав граждан на землю. К настоящему моменту, по оценкам экспертов, правом упрощенной регистрации граждане воспользовались для оформления собственности на 3,5 млн строений и более 7 млн земельных наделов.

Особенности приватизационного процесса

Для оформления земли в собственность установлена двухэтапная процедура:

  • получение согласия собственника (муниципального образования);
  • регистрация имущественных прав в Росреестре.

Если гражданин попадает под действие закона о «дачной амнистии», то первый этап проходить не нужно.

Этот закон касается только физических лиц и частных земельных владений. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут получить право собственности на землю только платно через процедуру выкупа территории у муниципалитета или государства.

Для запуска процесса нужно удостовериться в наличии правоустанавливающего документа: например, акта передачи земли в постоянное пользование или подтверждения передачи его по наследству.

При отсутствии таких документов подойдет выписка из похозяйственной книги, единого документа о частных земельных участках и их хозяевах.

Похозяйственная книга ведется как общий реестр на некоторой местности (в поселке или садовом товариществе).

Следует поставить надел на кадастровый учет, предварительно заказав в соответствующей организации геодезический план и межевой план.

Только после внесения в государственный реестр земельный участок может быть объектом правоотношений. Постановка земли на кадастровый учет – наиболее длительная и дорогостоящая часть процесса.

В результате гражданин получает кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, подтверждающие возможность установления правового статуса надела.

По получении кадастрового паспорта и при наличии всех остальных документов можно идти в Росреестр для подачи заявления на приватизацию.

Бесплатность процедуры заключается в отсутствии необходимости оплачивать стоимость приобретаемого объекта, но оформление собственности оплачивается госпошлиной.

Для тех, кто оформляет права на категории ИЖС, ЛПХ, ИГИС, госпошлина за регистрацию составит 350 рублей. Для других категорий земель – 2000 руб.

В случае отказа в приватизации земельного участка гражданин может обратиться с исковым заявлением в суд, оплатив пошлину, размер которой будет зависеть от учета стоимости участка при оформлении прав. Госпошлина, уплачиваемая при подаче иска в суд для обжалования отказа в бесплатной приватизации, составит 400 руб.

Наиболее сложной является приватизация земельных участков, расположенных под частными или многоэтажными домами, так как в этом случае они выкупаются собственником недвижимости, каким бы способом он ни приобрел ее ранее.

Цена выкупа определяется на основании кадастровой стоимости земли.

Приватизация таких наделов необходима, потому что защищает владельцев недвижимости от использования земли третьими лицами в обход собственников, от сноса построек или безвозмездного изъятия для государственных нужд.

Закон при этом предусматривает механизм защиты таких землевладельцев от посягательств третьих лиц: исключительное право на приватизацию земельных наделов, находящихся под частными и многоквартирными домами, принадлежит собственникам этих домов. То есть ситуация, когда дом принадлежит одному гражданину на праве собственности, а земля под ним – другому, законодательно исключена.

Необходимые документы

Для оформления земли в собственность по общей схеме приватизации потребуются следующие документы:

  • заявление на приватизацию;
  • документы на предоставление участка;
  • документы, подтверждающие право собственности на строения, расположенные на участке;
  • кадастровый паспорт участка;
  • технические паспорта на постройки;
  • копия и оригинал паспорта заявителя.

Упрощенная схема приватизации в рамках действия закона о «дачной амнистии» сокращает количество необходимых документов до двух: паспорта заявителя (плюс копия) и документа о выделении надела в пользование. При заполнении заявления на приватизацию указывается, кому и на каком праве передана земля, каким образом она будет использоваться в дальнейшем, где располагается участок.

Права владельцев

Что меняется для гражданина после приватизации земельного участка? Сравним две категории прав: право собственности и право пожизненного наследуемого владения. В первом случае, кроме прав владения и пользования, к гражданину переходит еще и право распоряжения: продажи, дарения, переобустройства и т.д.

Во втором случае за владельцем закрепляется право возведения на территории строений и оформления права собственности хотя бы на них.

Но построенная таким образом недвижимость может оказаться под угрозой сноса, если собственник – муниципалитет – примет решение о строительстве дороги или нового микрорайона на этой земле.

Какие земельные участки приватизировать нельзя?

Существуют категории земель, которые не могут быть переданы в частные руки по закону:

  • земли, на которых находятся заповедные зоны;
  • земли, на которых расположены публичные национальные парки;
  • земли общественного пользования (городские территории: улицы, площади и т.п.);
  • изъятые из оборота земли;
  • земли лесного и водного фондов;
  • участки, расположенные ближе 100 метров к береговой линии.

Тем не менее земли этих категорий могут быть переданы в долгосрочную аренду.

Источник: https://privatizacia.info/zakon-o-privatizatsii-zemelnyh-uchastkov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.