Порядок проведения и оформления налоговых проверок

Порядок проведения налоговых проверок: помощь адвоката

Порядок проведения и оформления налоговых проверок

   Порядок проведения налоговых проверок необходимо знать. Что нужно делать, если к Вам пришла налоговая инспекция?

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат принимает участие при проверке, а также знает, как готовиться к налоговой проверке правильно, поэтому, обратившись к нам, Вы получите профессиональную юридическую помощь.

Основания проведения налоговой проверки

   Для проведения выездной проверки налоговой должно быть основание, в качестве которого выступает согласно ст. 89 НК РФ решение руководителя налогового органа или его зама.

Послужить причиной для принятия вышеуказанного решения о проверке может следующее:

  1. если налоговая нагрузка у подлежащего проверке лица ниже среднего уровня в конкретной сфере;
  2. если организация осуществляет свою деятельность с убытками на протяжении нескольких лет подряд и отражала соответствующие убытки в налоговой отчетности;
  3. если в отчетности указаны значительные суммы налоговых вычетов за тот или иной период;
  4. если работникам выплачивается зарплата, которая ниже среднеотраслевого уровня в субъекте РФ;
  5. если налогоплательщик неоднократно снимался с учета и вставал на учет в налоговых органах, меняя места нахождения;
  6. если налогоплательщик не представил пояснения в ответ на уведомление налоговиков о выявлении несоответствий показателей ведения деятельности, или не представил в налоговую документы, которые запрашивались;
  7. по иным причинам.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Порядок налоговой проверки

  1. Решение о выезде принимает руководитель налогового органа, поэтому Вам следует уделить внимание реквизитам данного решения (кем подписано? какое лицо проверяет?). Если решение ненадлежаще оформлено, тогда у нас появляется шанс его обжаловать в свою пользу.

  2. Следует помнить, что проверка охватывает только три последних года деятельности, поэтому брать больший период налоговая не имеет права, кроме того, налоговая не может дважды за календарный год выезжать к вам с проверкой по одним и тем же налогам. Кроме того, выезду налоговой предшествует запрос документов, на который налогоплательщик направляет ответ налоговой на запрос.

    Срок проверки составляет не более 2х месяцев (в исключительных случаях до трех месяцев). Порядок выездных налоговых проверок не должен быть нарушен.

  3. По итогам проверки составляется акт. В нем должны быть прописаны нарушения, выявленные в ходе проверки, выводы по указанным нарушениям, ссылки на конкретные нормы Налогового кодекса РФ.

    Эти моменты важны, так как на основании них будет вынесено решение, которое можно обжаловать.

  4. Но подвергнуть проверки можно и сам акт, Наголовый кодекс РФ дает двухнедельный срок для предоставления возражений, которые рассматриваются в присутствии налогоплательщика (нарушение данной процедуры тоже может послужить основанием для отмены решения).

    По результатам такой процедуры возможно назначение дополнительной проверки. Ее назначение будет свидетельствовать о недостаточности сведений, для привлечения к ответственности.

Сроки проведения налоговой проверки

   Выездная налоговая проверка осуществляется в срок не превышающий два месяца. Указанный отрезок времени начинается со дня принятия решения о проведении проверки и заканчивается днем составления справки, подтверждающей проведение контрольного мероприятия.

   Срок проведения налоговой проверки по решению руководителя УФНС либо лица его замещающего может быть увеличен до шести месяцев (п. 9 ст.

89 НК РФ), а в случае если контролирующий орган приостанавливал налоговую проверку, максимальный срок может составить один год.

   Законодателем оставлен открытым перечень для увеличения периода проверки, что фактически оставляет данный вопрос на усмотрение налогового органа.

   Стоит отметить, что срок проведения налоговой проверки обособленного структурного подразделения организации составляет один месяц и не может быть продлен.

Приостановление выездной налоговой проверки

   По решению руководителя УФНС либо лица его замещающего выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В п. 9 ст. 89 НК РФ указаны следующие основания приостановления контрольного мероприятия:

  • истребование информации, сведений, документов;
  • назначение экспертизы;
  • официальный запрос информации от иностранных государственных органов;
  • перевод проверяемого материала на русский язык.

   УФНС вправе приостанавливать контрольное мероприятие несколько раз в зависимости от необходимости в вышеуказанных действиях, но, в любом случае, совокупный период приостановления проверки не должен превышать шести месяцев.

Последствия выездной налоговой проверки

   Наиболее благоприятным вариантом для налогоплательщика является отсутствие каких-либо последствий после проведения налоговым органом выездной проверки.

При таком раскладе руководителем или заместителем УФНС выносится решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, а в акте, составленном УФНС по завершении контрольного мероприятия отсутствуют сведения о выявлении нарушений и необходимости произведения доначислений.

   На практике это скорее редкость, чем распространенный вариант.

Основной целью выездной налоговой проверки является выявление недобросовестных налогоплательщиков, фактов уклонений от уплаты налогов, а это в свою очередь означает, что девять из десяти налоговых проверок приведут к дополнительным начислениям налогов, пеней, штрафов.

В зависимости от размера выявленной задолженности будет рассмотрен вопрос об уголовной ответственности проверяемого лица, а также субсидиарной ответственности налогоплательщика за ущерб, причиненный бюджету неуплатой предусмотренных налогов.

Возражения на акт налоговой проверки

  Результатом проверки должен быть соответствующий акт, который подлежит вручению лицу, которое проверяли.

   Получив акт лицо должно с ним ознакомиться. Если после изучения акта лицо, которое проверяла налоговая, будет не согласно с фактами, отраженными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, то оно праве в течение одного месяца со дня, когда получило акт, предоставить в налоговую возражения в письменной форме на акт.

   В возражениях лицо указывает реквизиты акта, с которым не согласно, а далее отражает, с какой информацией в акте не согласно и почему, каким обстоятельствам не соответствуют факты, указанные в акте и чем это подтверждается. В подтверждение своих возражений лицо может приложить документы к возражениям. Возражения подлежат направлению в адрес налоговой, которая проводила проверку и составила акт.

Как избежать налоговой проверки?

   Полностью исключить вероятность проведения выездной налоговой проверки в какой-либо организации не представляется возможным, но и налоговые органы не в состоянии проверить всех.

Для того, чтобы свести к минимуму вероятность проведения выездного контрольного мероприятия следует учитывать риск-ориентированный подход УФНС при составлении плана проверок.

Иными словами, чем выше риски финансово-хозяйственной деятельности, тем выше вероятность налоговой проверки, следовательно, для того, чтобы избежать налоговой проверки следует уменьшать следующие экономические риски:

  • отражение в отчетности убытков в течение двух и более лет;
  • налоговая нагрузка ниже среднего в регионе в аналогичной сфере;
  • низкая рентабельность;
  • рост расходов превышает рост доходов;
  • частая смена налогового органа, в котором организация поставлена на учет;
  • заработная плата сотрудников ниже, чем в среднем в регионе;
  • иные обстоятельства, которые лучше уточнить у нашего адвоката в ходе консультации.

   Тщательный анализ и профилактика указанных финансово-хозяйственных рисков способна свести к минимуму вероятность проведения в отношении подобного юридического лица выездной налоговой проверки, но полностью обезопасить бизнес от дополнительных пеней и штрафов можно только при полном соблюдении налогового законодательства.

Адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге

   При осуществлении проверки налоговой у конкретного налогоплательщика, такая проверка может сопровождаться со стороны налогоплательщика привлеченными третьими лицами, которые обладают юридическими знаниями в области налогового права и/или работают в соответствующей сфере и знают налоговое и бухгалтерское законодательство.

   При сопровождении налоговой проверки третьим лицом, последнее оказывает помощь в подготовке и предъявлении документов проверяющим, в общении с проверяющими, в отстаивании интересов налогоплательщика при предоставлении возражений, при обжаловании действий и решений налоговой.

   Наши налоговые адвокаты готовы оказать помощь по сопровождению налоговых проверок, а также по защите интересов доверителя.

  Вышеизложенное свидетельствует о необходимости плательщику налогов досконально изучать реквизиты, нормативное обоснование нарушений, выводы налоговой, указанные в документах, трезво подвергая все сомнению. А в случае возникновения вопросов – обратиться к нам за получением юридической помощи.

Читайте еще по вопросам налоговой проверки

Узнайте, как обжаловать решение налоговой инспекции по камеральной проверке по ссылке

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/poryadok-provedeniya-nalogovyih-proverok

Порядок проведения и виды налоговых проверок

Порядок проведения и оформления налоговых проверок

Налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов являются одной из основных форм налогового контроля. Ст. 87 НК РФ предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

Эта проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.

Продолжительность камеральной проверки − три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов налогоплательщику:

1. предлагается в установленный срок внести необходимые исправления в налоговую отчетность установленный срок;

2. направляется требование об уплате налога и пени, если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ) проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

Ø полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

Ø предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

Ø периоды, за которые проводится проверка;

Ø должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Место проведения проверки − помещение налогоплательщика. Если проверяемый налогоплательщик не может обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам сразу. Не допускается проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Повторная выездная проверка налогоплательщика возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

1. в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;

2. тем же налоговым органом на основании решения его руководителя −в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;

3. в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях − до шести.

Исчисление срока выездной налоговой проверки начинается со дня вынесения решения о ее назначении и до дня составления справки о проведенной проверке. Вместе с тем налоговое законодательство допускает продление сроков проведения выездной налоговой проверки. Такое продление может быть обусловлено:

1. истребованием от налогоплательщика и иных источников документов, необходимых для проведения проверки;

2. проведение экспертиз;

3. переводом на русский язык документов.

Однако срок продления проверки также ограничен во времени и не может превышать 6-ти месяцев.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

Ø осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 92 НК РФ);

Ø истребование документов (ст. 93 НК РФ);

Ø проверку денежного оборота и денежных документов;

Ø инвентаризацию имущества налогоплательщика;

Ø экспертизу (ст.95 НК РФ) и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком они имеют право провести выемка этих документов (ст. 94 НК РФ).

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

При проведении действий в процессе осуществления налогового эти действия и их результаты должны оформляться протоколами (ст. 99 НК РФ).

В протоколе в обязательном порядке указываются

1. его наименование;

2. место и дата производства конкретного действия;

3. время начала и окончания действия;

4. должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

5. фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство;

6. содержание действия, последовательность его проведения;

7. выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки ревизии подлежат все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом. Этот акт должен быть подготовлен и направлен налогоплательщику в течение двух месяце со дня выдачи ему справки об окончании проведения выездной налоговой проверки

В акте налоговой проверки указываются:

1. документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место;

2. выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка. Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

При несогласии налогоплательщика с результатами проверки, изложенными в акте, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта направить в налоговый орган в письменном виде свои возражения, приложив необходимые документы.

Материалы проверки, акт, составленный по результатам проверки, возражения проверяемого лица рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. О месте и времени этого рассмотрения налогоплательщик извещается должным образом.. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Вопросы для самоконтроля освоения темы

1. Цель и задачи налогового контроля.

2. Порядок постановки на учет в налоговые органы физических и юридических лиц

3. Налоговая декларация: ее содержание, внесение изменений в налоговую декларацию и порядок ее предоставления.

4. Виды проверок, проводимых налоговыми органами. Цели и задачи этих проверок.

5. Оформление результатов налоговой проверки.

6. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях.

7. Обжалование решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение.

8. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций.

Тема 5.Возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

5.1. Общие вопросы возникновения и исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, а также исполнение этой обязанности регулируется главой 8 Налогового кодекса РФ (ст.44 – 60 НК РФ).

В общем виде возникновение и исполнение обязанности по уплате налогов и сборов реализуется следующим образом и в следующей последовательности:

1. Возникновение обязанности по уплате налога или сбора по основаниям, установленным налоговым законодательством.

2. Исчисление налога или сбора, подлежащего уплате, а также его декларирование.

3. Самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора.

4. Принудительное исполнение обязанности по уплате налога или сбора в случае неисполнения самостоятельно налогоплательщиком этой обязанности:

4.1. направление налогоплательщику требования об уплате налога или сбора;

4.2. обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

5. Прекращение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов по основаниям, установленным законодательством о налогах и сборах.

5.2 . Возникновение обязанности по уплате налогов и сборов, ее изменение и прекращение

Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 2634; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-42744.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.