Понятие территории общего пользования

Содержание

Территории общего пользования: нормы и правила, содержание территории, правовой режим

Понятие территории общего пользования

Места, которыми пользуется большое количество людей, подчиняются совсем не тем законам, что частная собственность. Эта собственность хоть и находится в ведении каких-либо компаний, принадлежит государству, если речь идет о территориях общего пользования в границах города, страны.

За ней могут ухаживать уборщики, специальные компании, за растениями на ней – озеленители, однако они не являются хозяевами. В то же время каждый гражданин может проходить по ним, отдыхать или пользоваться функциями, которые предоставляет эта территория.

О том, какие бывают виды таких мест и как ими пользоваться, не нарушая законов, – поговорим в этой статье.

Международные территории

Это пространства, которые не попадают под юрисдикцию ни одного государства, не обладают его суверенитетом, не подчиняются определенным законам. Площадь таких территорий общего пользования отличается огромным количеством километров.

К примеру, Луна, Марс, кометы, астероиды и другие небесные тела обладают таким статусом, законы разных стран здесь бессильны.

Кроме небесных тел, нужно упомянуть Антарктику, морское дно (за пределами континентального шельфа), открытое море, океаны и воздушное пространство над ними.

Раньше эта площадь регулировалась римским правом, но оно имело множество неоднозначных формулировок и трактовалось по-разному.

Позднее сформировалась концепция МТОП (международной территории общего пользования), где оговаривалось, что такие места может использовать любая страна только в мирных целях для освоения, изучения и т.п.

Без решения Конвенции ООН и Женевской конвенции международные территории считались бы спорными, на них велись бы войны или вооруженные стычки, разгорались конфликты.

Виды и примеры общественных мест

Общественными потому и называются такие места, которыми пользуется неограниченное количество лиц. Невозможно запретить заходить на них кому-либо, хотя нормы поведения здесь существуют. Но об этом позже.

Какие места приходят на ум в первую очередь? Городские парки, набережные, бульвары, пляжи. Сюда могут приходить как приезжие, так и жители города в любое время.

На пляже желающие горожане могут пользоваться береговой полосой объектов общего пользования.

Не упомянутыми остались скверы, лесопарки, городские леса, площади. Использовать их можно только по назначению, и это оговорено в правовых актах. Отдельно можно назвать улицы, автомобильные дороги, велосипедные дорожки, проезды, переулки.

Это не частная собственность, а потому на ней нельзя достраивать частные объекты и приватизации она не подлежит. За улицами, дорогами и т. д.

следят городские службы, а правила поведения на них устанавливают нормативно-правовые акты данного городского поселения.

Земельные участки

Эти участки обозначены красной линией и находятся в границах города, считаются городской или муниципальной собственностью. К вышеперечисленным видам общественных мест также можно отнести земельные участки, отведенные под кладбища, полигоны, остановки, киоски, павильоны. Они предназначены для развития муниципальной культуры и имеют социально-экономическое значение для города.

Земельные участки территорий общего пользования ЗК РФ не были выделены в территориальные зоны, а это значит, что они могут находиться в нескольких зонах сразу.

Из-за того, что такие земельные участки не находятся в определенной зоне, к ним нельзя применить градостроительный регламент, но они могут относиться к территориям специального назначения (на примере кладбищ это ярко видно).

Статья 46 ЗК РФ нормирует строительство на данных участках. В документах границы общественных мест обозначаются красными линиями, и на их территории застройка запрещена.

Леса как территории общего пользования

Особо охраняются лесные массивы, но это не значит, что в городские леса нельзя заходить гражданам. Они также позиционируются как территории общего пользования, которые предназначены для использования широкой публикой.

В лесах можно совершать прогулки с целью оздоровления, сбора диких плодов, грибов, ягод, других не древесных ресурсов.

Некоторые территории в лесу могут быть огорожены: случаи предоставления их частным или юридическим лицам имеют место, и они специально оговорены Лесным кодексом.

Но не всегда в городские леса разрешен вход широкому кругу лиц. Ограничивается использование этого общественного места, в первую очередь, с целью защиты граждан.

При выполнении каких-либо работ, для санитарной и пожарной безопасности, на землях обороны, пограничной территории, природных охраняемых зон.

На таких участках могут проводиться работы, угрожающие здоровью гражданских лиц или причиняющие им неудобства.

Границы территорий

Как уже было упомянуто, границы территории общего использования в документации должны быть обозначены красными линиями по всей их протяженности. Это нормирует Гражданский кодекс РФ, пункт 11 в редакции ФЗ от 03.07.16, №373.

Линии устанавливаются в зависимости от типа объектов: это могут быть входящие в природный комплекс или территории для застройки, линейного использования, инженерные инфраструктуры.

Так, водные объекты обозначаются красной линией по береговой полосе, леса – по всей протяженности территорий, бульвары и набережные будут указываться только прямыми линиями.

Интересно, что линии не обрываются. Как быть с общественными местами, которые расположены рядом друг с другом? Проход к водным объектам будет от бульвара очерчен красной линией, хоть он не входит в понятие мест общественного использования.

Это логично, потому что если проход от одного общественного земельного участка к другому не будет иметь такого же запрета о застройке, какой имеют эти участки, то ничего не помешает застройщику возвести там здание и оградить, тем самым перекрывая проход к водным объектам от того самого бульвара.

Соответствующая документация

Границы территорий планируются и указываются в документах масштабом 1:2000. Подготовка бумаг, которые в большом количестве требуются при планировке территорий, обеспечивает грамотное и устойчивое развитие городов.

Земельным участкам присваиваются номера в случае необходимости – когда несколько участков территории общего использования попадают в схему расположения, во избежание путаницы.

Кто готовит и занимается схемой расположения земельных участков? Гражданин, юридическое лицо, если не было произведено торгов на аукционе. Обеспечивает подготовку исполнительный государственный орган.

Схема может быть подготовлена в электронном варианте, с использованием интернета. Государственный орган выполняет это через официальный сайт органа регистрации без оплаты, но она будет взиматься с любого другого заинтересованного лица, если оно захочет самостоятельно заниматься документацией.

Признаки общественных мест и правила их использования

Земли общего использования, прежде всего, имеют свое назначение. Если это дороги – для проезда транспорта из одной части города в другую, кладбище нужно для захоронения умерших, парки – для отдыха. Муниципальные территории общего пользования также имеют установленный режим, вынесенный управленческим центром.

Прежде всего, правила использования требуют защиты таких участков. Если речь идет о таких озелененных территориях общего пользования, как леса, парки, бульвары, городские сады и другие объекты, то неправильное их использование приведет к пожарам, истреблению растительности и другим бедам.

Вследствие нарушения правил, такими территориями больше невозможно будет пользоваться. Это называется «трагедия общей собственности».

А правила просты: не выкидывать мусор на траву, дорожки, не оставлять на песке или на скамейках, не разводить костры, купаться только в отведенных для этого местах и так далее.

Автомобильные дороги

Водителями часто используются проезжие части для перемещения и транспортировки каких-либо грузов. Граждане пользуются общественным транспортом. Отдельно имеют свои правила автомобильные дороги, причем как большие автомагистрали, так и второстепенные дороги.

территории общего пользования может обходиться государству в большое количество усилий, времени и финансовых затрат. Потому за сохранностью дорог следует следить водителям, как и специальным службам. Есть места, где ограничен проезд транспортных средств весом больше допустимого.

Следует внять призыву, он может быть установлен из соображений сохранности дорог.

К автодорогам принадлежат участки в границах полосы отвода. Здесь располагаются СТО, заправки, придорожные кафе. Использование территории общего пользования включает в себя и заправку автомобиля, и отдых в таких кафе. На схеме дорога указывается по границе полос отводов.

Водные территории

Согласно ВК РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, объекты, которые принадлежат государству и считаются муниципальными участками, называются водными территориями, предназначенными для общественного использования.

В них может быть запрещено купаться, набирать воду для питья, сельскохозяйственных нужд только в тех случаях, которые предусмотрены законом РФ, а население должно быть предупреждено СМИ, специальными информационными досками.

Использование общественной территории возможно каждым гражданином для передвижения по воде, прогулок около нее, рыбной ловли. Правила пользования общей территорией говорят, что нельзя в этом случае применять механические водные виды транспорта, но причаливать другими плавучими средствами разрешено.

Размещение построек

Объект недвижимости, будь то гараж или жилой дом, не должен пересекать тех красных линий на схемах, которые обозначают границы общественных мест.

Он также не должен выходить за эти пределы, потому что такая застройка может расцениваться как незаконный захват территорий.

Это относится и к наложению границ: если часть планируемого здания находится на красной линии, обозначающей границы какого-либо общественного места, разрешение на такую постройку не будет дано.

Общественные места не могут быть приватизированы, а потому постройка на них собственником планируемого здания не предусмотрена. Земли территорий общего пользования могут быть проданы с аукциона, затем должно последовать переоформление этих участков как частных.

Ответственность каждого

Как уже было сказано, ответственность за территории общего пользования разделяется между всеми гражданами.

Потому нужно следить, чтобы в местах отдыха не оставался мусор, не разводить костров или не купаться там, где это запрещено, а также указывать на это другим, кто не обратил внимания на предупреждения.

Так можно не только избежать трагедии общей собственности, но и повлиять на благоустройство этих мест в будущем.

Источник: https://FB.ru/article/425079/territorii-obschego-polzovaniya-normyi-i-pravila-soderjanie-territorii-pravovoy-rejim

Земли общего пользования и их использование в России в 2021 году

Понятие территории общего пользования
Время чтения: 5 минут

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения.

Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП).

Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Законодательная база для ЗОП

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса. Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
    • природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
    • полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  2. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса, граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  3. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями.

Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников.

Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.15 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ.

В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории.

Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП, что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Все подробности читайте в материале «Ответственность за самозахват земли в 2021 году».

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Характеристики территории общего пользования

Понятие территории общего пользования

Согласно целям применения в городах и других поселениях выделяются разные категории земель. Одни из них – земли общего пользования. Что такое территория общего пользования, узнаем в статье.

Нормативные акты: земли общего пользования

Регламентация земель общего пользования проводится Градостроительным и Земельным кодексами РФ. Данные нормативные акты решают различные задачи, которые связаны с распоряжением территориальными владениями.

Территория для общего пользования – это владения, которые может применять обширное число людей.

Места общего пользования – это участки земли, находящиеся во владении у государства или муниципалитета. Граждане могут беспрепятственно располагаться, использовать природные ресурсы, не спрашивая разрешения, но в законных и правовых рамках. Земли общего пользования невозможно приватизировать.

К видам таких территорий общего пользования относятся:

  • пляжи;
  • парки;
  • уличные места, городские площади;
  • дорога для автотранспорта;
  • городские леса;
  • реки, озера;
  • берег, бульвары;
  • кладбища;
  • места для хранения промышленных и бытовых отходов.

Гражданское население может свободно и безвозмездно находиться в общественных лесах, собирать ягоды, орехи, использовать все ресурсы природы, кроме древесных. Некоторые ограничения предусмотрены Лесным кодексом. Табу на посещение устанавливается на основании законов федерального уровня. К таким территориям относятся: военные земли и природные участки под особой защитой.

В целях пожарной и санитарной безопасности возможно ограничение на пребывание в лесах. Земли общего пользования могут находиться на территориальных зонах.

Территориальные зоны – это территории, которые регулируются Градостроительным Кодексом РФ. Присущи правила застроек, использования земли и установлены градостроительные регламенты.

В документах по планированию территорий общего пользования границы отмечаются красным цветом.

Основные правила использования

Так как приватизировать такие земли нельзя, рассматриваются следующие варианты использования в сфере правовых отношений:

  • аренда;
  • бесплатное использование без определенного срока.

Аренда считается популярным методом использования территорий общего пользования. Земельный кодекс разрешает арендовать земельные участки для работ по сельскому хозяйству или индивидуальных строительных объектов.

Хозяин здания, находящегося на месте общего пользования, имеет право заключить договор аренды. Однако, невозможно право выкупа, а указание такой возможности в договоре признано нарушением закона.

Вариант аренды популярен в сфере правовых взаимоотношений, когда одна из сторон – юридическое лицо. Вариант безвозмездного и постоянного использования без указанного срока актуален между государством и физическим лицом. В обоих случаях временный хозяин может создавать постройки на территории.

Если строительный объект прошел регистрацию собственности, впоследствии его можно продать, подарить или оставить в наследство. Новый собственник будет считаться владельцем земли. Оформление такой земли в имущественное право запрещено, поэтому будет переуступка права аренды. Опираясь на нормы закона, арендатор не может передать место другим людям.

Участок можно переуступить, если арендатор не имеет возможности им пользоваться. Для такой процедуры предусмотрен договор цессии. В сделке учитываются только воображаемые детали объекта, так как реальными может курировать лишь владелец. В этом случае арендатор теряет возможность использования земли полностью, а новый съемщик будет решать все вопросы с владельцем строительных объектов.

Особенности аренды государственных землевладений

Физическое или юридическое лицо может получить участок в аренду, находящийся в собственности у государства или муниципалитета, в следующих случаях:

  • когда на территории есть строение, оформленное в собственность. Арендный контракт оформляется на время до 49 лет;
  • когда нужна земля для строительства. Срок ограничен временем проведения строевых работ. Требуется предварительное согласование по выбору места для строительства. Землевладения предоставляются на основании аукционных торгов, после чего составляется протокол. На основании этого документа оформляется договор аренды.

Возможна как аренда, так и бесплатное бессрочное пользование. Участники: физические, юридические лица и государственные органы. Основные моменты контролируются Земельным Кодексом РФ.

Порядок использования

На основании правовых документов на улицах, площадях, проездах разрешена постройка временных объектов, не имеющих фундамента. Важно, чтобы не ограничивалось движение пеших людей и транспорта.

В парковых и садовых зонах разрешена постройка капитальных сооружений для обслуживания населения. Территории, прилегающие к рекам, предусмотрены для общественного отдыха. Парки, скверы и бульвары предназначены для досуга. Запрещены любые действия, препятствующие использованию по предписанию.

К сельскохозяйственным землям относятся участки в зоне поселков, к ним относятся:

  • фермерские хозяйства;
  • территории для полезных ископаемых;
  • земли лесопарков.

За чертой населенных пунктов находятся места пригородных зон. На таких землях проводится активное развитие сельскохозяйственного производства. Предусмотрено строительство зданий для отдыха и нормального функционирования населенного пункта.

Некоторые земли пригородных зон помогают обеспечить гигиену и защиту для населенных пунктов. Окрестные черты устанавливаются генеральным планом развития, а также с помощью схем и проектов.

Земельные споры

Земельный спор – это противоречие, связанное с правом имущества на конкретный участок земли. Разногласия, как правило, связаны с границами, способами использования или переходом права владения. Рассмотрением земельных дел занимаются судебные органы, а регулирование происходит с использованием Земельного кодекса РФ.

Участниками в спорах являются:

  • владельцы и землепользователи участков;
  • физлица, юрлица;
  • управляющие органы и власть.

По процедуре рассмотрения споры делятся на:

  • внесудебные;
  • судебные;
  • в третейском суде (часто международного уровня).

Досудебный порядок уместен в следующих случаях:

  • решение требований встречного характера об установленных границах;
  • при разбирательствах между муниципальными группами и отдельными субъектами РФ о распределении собственности государства на отдельные участки;
  • при прениях о месторасположении участка.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/territorii-obshhego-polzovaniya.html

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Понятие территории общего пользования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Правила пользования землёй общего пользования: особенности и нюансы

Понятие территории общего пользования

Среди категорий земельных участков нет более свободной, чем земли общего пользования. Их нельзя сделать частными, закрыть для личного использования, выстроить жилой дом или завод.

Особенности пользования землей общего пользования упомянуты в законодательстве – Земельном Кодексе, Гражданском Кодексе и региональных документах, определяющих нюансы пользования в конкретной местности.

Закон даёт исчерпывающую информацию, и нарушения могут повлечь ответственность.

Для чего нужна категория земли общего пользования?

Основная цель создания таких территорий – обеспечение удобного проживания и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан. Для комфортной жизни, беспрепятственного перемещения необходимы зоны общего использования, поэтому их всегда проектируют сразу.

Эти земельные участки используются как:

  1. улицы, дворы, прилегающие территории к жилым и общественным зданиям;
  2. инфраструктура: дороги, подъездные пути;
  3. места отдыха: парки, скверы, площади, бульвары;
  4. кромка (подход, прибрежная территория) водных объектов;
  5. набережные и общественные пляжи.

Таким образом, земли общего пользования в основном находятся в населённых пунктах: городах, посёлках, в СНТ и дачных хозяйствах, и т.д. Они пригодны для публичного свободного использования. Использовать их можно любым образом, не нарушая законодательство РФ.

К землям, которые могут использоваться неограниченным кругом лиц (такое определение даёт Градостроительный Кодекс), относятся не только территории в границах населённых пунктов, но и официально созданные национальные парки, заповедники, заказники. А так же:

  • лесополосы;
  • берега водных объектов за пределами населённых пунктов;
  • охотничьи угодья.

На эти объекты распространяется действие Лесного и Водного Кодекса.

Особенности правового статуса

Согласно Земельному Кодексу и Федеральному закону 178-ФЗ земли общего пользования не могут находиться в частных руках. Их нельзя приватизировать или выкупить как для своих, так и для общественных нужд.

Так как у каждого участка земли на территории РФ есть владелец, территории общего использования тоже имеют хозяина: муниципальное образование, на территории которого участок находится. Именно органы государственной власти ответственны за содержание, развитие и охрану земель общего пользования.

Ст.262 ГК РФ предполагает:

  • возможность граждан свободно проходить и перемещаться по территориям, отнесённым на кадастровом плане к землям общественного пользования;
  • право использовать любые ресурсы на этих землях, если способ использования не противоречит законодательству (в сквере можно собирать осенние листья, но нельзя по своему желанию спиливать деревья);
  • запрет на приватизацию;
  • запрет на постройку капитальных строений.

Представители государства могут огораживать участок земли общего пользования, если:

  • расположенные за ограждением объекты могут нанести вред здоровью и жизни граждан;
  • эти объекты нуждаются в усиленной охране;
  • проводятся ремонтные работы, которые будут затруднены, если по территории начнут ходить граждане.

Оградить участок просто так не имеет право даже представитель государства. Однако, даже если есть конкретный запрет на перемещение по территории, гражданин может по ней пройти, если не причинит ущерб и беспокойство собственнику.

Нюансы сделок с участием территории общего пользования

Территории общего пользования запрещено выкупать, но можно использовать на правах краткосрочной аренды или краткосрочной передачи в безвозмездное пользование.

В зависимости от содержания договора бывает разрешено:

  • возведение некапитальных объектов;
  • установка торговых точек, ларьков;
  • создание рекреационной зоны за счёт средств арендатора с целью последующего получения прибыли (например, торговые точки на территории парка).

Цена договора аренды варьируется в зависимости от кадастровой стоимости земли, условий использования и региона. Срок, на который заключается соглашение, не может превышать трёх лет (в некоторых субъектах пользоваться землёй общественного пользования можно не более года).

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику.

Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны.

За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Налоговое бремя

Ст.388 НК РФ определяет порядок уплаты земельного налога: он взимается только с собственников. Возложить обязанность платить в казну на арендатора нельзя. Поэтому до тех пор, пока земля общественного пользования не сменит категорию и не перейдёт в собственность частному лицу или организации, бюджет не пополняется за счёт этих участков.

Если земля находится в собственности СНТ, налог определяется методом, с помощью которого было образовано товарищество:

  • налог делится между членами кооператива или товарищества, если оно было образовано через целевые взносы;
  • налог остаётся за правлением СНТ, если оно было создано за счёт фонда СНТ.

Нарушения использования и административная ответственность

К нарушениям относятся:

  • нецелевое использование с нарушением общественного порядка;
  • нанесение вреда территории, её обеднение;
  • самовольный захват.

Все эти действия квалифицируются как административные правонарушения с наложением штрафов. Размер определяется КоАП. Он зависит от тяжести деяния и от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Для физических и юридических лиц размеры штрафов, как всегда, разные.

Нюанс: если самовольный захват осуществило частное лицо и вело на земле общего пользования коммерческую деятельность, оно приравнивается к юридическим лицам с соответствующим ростом штрафных санкций.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.