Основные виды нарушений земельного законодательства

Официальный сайт Администрации Мартыновского района – Основные виды нарушений земельного законодательства и рекомендации о недопущении таких нарушений

Основные виды нарушений земельного законодательства
Категория: Муниципальный земельный контроль

Практика осуществления муниципального земельного контроля, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушения земельного законодательства с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься собственниками (арендаторами) в целях недопущения таких нарушений.

Типичными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля являются:

1. Изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель, принадлежащих смежным правообладателям.

Самое распространенное нарушение – это самовольное занятие земельного участка или части земельного участка (Ответственность за правонарушение установлена статьей 7.1 КоАП.).

Под самовольным занятием подразумевается пользование лицом таким участком без наличия на то правовых оснований. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка выражается в следующем:

– пользование земельным участком до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю и выделе земельного участка;

– размещение строений, несанкционированное изменение границ своего земельного участка, путем переноса ограждения и самовольное занятие при этом дополнительного земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

При этом, за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.1 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков.

В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН.

Рекомендуем землевладельцам: проверьте, имеются ли документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком, на котором вы развели огород, построили дом, гараж, баню и другие объекты. Убедитесь, что используемое в хозяйстве имущество – дрова, строительные и иные материалы, размещены вами в границах вашего земельного участка, а не на свободной территории и не на участке соседей.

Изучите Ваши правоустанавливающие документы на земельные участки, запросите информацию из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), чтобы удостовериться в том, что у вашего участка установлены границы.

Без проведения процедуры межевания границы земельного участка остаются не установленными, а площадь – декларированной. В связи с тем, что достоверно не определено местоположение границ земельного участка, а площадь не уточнена, участок может стать объектом спора с соседями, возможен также самовольный захват этого участка или его части.

В основном, земельные споры между землепользователями и землевладельцами соседних участков происходят из-за разногласий в установлении смежных границ. При этом, в соответствии с действующим законодательством, земельные споры рассматриваются исключительно в судебном порядке.

Поэтому во избежание проблем, связанных с земельными спорами и судебными тяжбами необходимо своевременно уточнить границы земельного участка и внести сведения о них в Единый государственный реестр недвижимости.

2. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства и огородничества.

Ответственность за такой вид правонарушений установлен частью 3 статьи 8.8 КоАП.

В целях недопущения нарушений правообладателям земельных участков необходимо в сроки, установленные федеральными законами, приступить к использованию земельного участка. Следует отметить, что использование земельного участка должно соответствовать виду разрешенного использования, указанному в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и правоустанавливающих документах на землю.

3. Использование земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с установленным разрешенным использованием.

Ответственность за такой вид правонарушений установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП.

Используйте участок в соответствии с целевым назначением. Обязанность по использованию земельного участка в соответствии с целевым назначением установлена ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Вместе с тем, для использования земельного участка с иным целевым назначением необходимо внести изменения в ЕГРН. Только после внесения указанных изменений можно говорить о законности использования земельного участка с иным целевым назначением.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков выбираются правообладателями земельных участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно по заявлению правообладателя о выбранном виде разрешенного использования такого земельного участка в случае, если в государственном кадастре недвижимости будут содержаться сведения о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.

Кроме того, изменение видов разрешенного использования земельных участков должно осуществляться строго в соответствии с градостроительным регламентом, установленным для территориальной зоны, в границах которой они расположены.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Для того, чтобы ограничить себя от мер реагирования надзорных органов и санкций за совершение административных правонарушений, рекомендуем собственникам земельных участков принять все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений на своем земельном участке.

Источник: https://www.martadmin.ru/ru/administratsiya/munitsipalnyj-kontrol/105-munitsipalnyj-zemelnyj-kontrol/3935-osnovnye-vidy-narushenij-zemelnogo-zakonodatelstva-i-rekomendatsii-o-nedopushchenii-takikh-narushenij

Основные виды нарушений земельного законодательства

Основные виды нарушений земельного законодательства

1. Самовольное занятие земельных участков – использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.

Орган местного самоуправления может разрешить приступить к использованию земельных участков для сельскохозяйственных целей до выдачи указанных документов при условии указания границ земельного участка в натуре (на местности) с вручением чертежа (плана земельного участка).

2. Противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель – принятие устного или письменного разрешающего указания (постановления, распоряжения, решения) на занятие или использование земельного участка, предоставление которого не оформлено в установленном порядке, а также принятие решения о предоставлении земельного участка с превышением полномочий.

3.

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель – самовольный перевод ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные, использование угодий способами, приводящими к снижению плодородия почв, невыполнение мероприятий по защите земель от вредных воздействий и влияний, ведущих к ухудшению свойств земли и экологической обстановки на ней. Признаки нерационального использования земель: низкие урожаи, засоренность посевов, низкий уровень агротехники, проявление признаков деградации почв, отрицательный баланс питательных веществ в почве и другие показатели, характерные для каждого конкретного региона.

4.

Невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и по предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв – необоснованное сокращение или невыполнение предусмотренных объемов агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических, мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ, финансируемых за счет бюджета или внебюджетных фондов.

5. Использование земельных участков не по целевому назначению, способами, приводящими к порче земель, а также несоблюдение режима использования земель.

6. Систематическое невнесение платежей за землю – неуплата земельного налога в течение двух лет и непогашение задолженности по уплате земельного налога в течение последующего года, неуплата в установленные сроки арендной платы, невнесение компенсации за потери сельскохозяйственного и лесохозяиственного производства, причиненные убытки и нанесенный ущерб.

7. Захламление земель – накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатков на просеках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в местах, не предусмотренных для этих целей.

8.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использовать земельный участок невозможно либо приходится вводить специальные ограничения (включая консервацию земель) для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы могут быть результатом нарушения правил ведения вскрышных работ при разработке месторождений полезных ископаемых, нарушения установленного режима использования земель, хищения, невыполнения или некачественного выполнения обязательных мероприятий по снятию и сохранению плодородного слоя почвы, предотвращению ветровой и водной эрозии, опустынивания, подтопления, переувлажнения, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние земель.

9.

Нарушение сроков возврата занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению – несоблюдение арендаторами условий договора аренды земельных участков в части своевременного возврата земель арендодателям, невыполнение предусмотренного комплекса работ (рекультивации) на временно занимаемых землях для приведения их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

10.

Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель – внедрение не прошедших соответствующую экспертизу технологий проведения мелиоративных, культуртехнических, рекультивационных и других работ; разработка карьеров, создание очистных сооружений, хвостохранилищ и других объектов с нарушением утвержденной документации, норм и правил, что приводит к ухудшению состояния земель на данном участке, а также на прилегающих территориях, и вызывает необходимость установления ограничений по использованию земель.

11. Приписки и искажение сведений в статистической документации о наличии, состоянии и использовании земельных угодий, об объемах выполненных работ по мелиорации, культуртехнике, рекультивации и др.

12. Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда.

Это нарушение возникает вследствие несвоевременного рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, непредоставления гражданам информации о ходе формирования фонда перераспределения земель и месте нахождения включенных в него земельных участков.

13. Уничтожение межевых знаков – действия, приводящие к утрате в натуре (на местности) границ земельных участков (запахивание, хищение или уничтожение межевых знаков) и к необходимости проведения работ по их восстановлению.

На основании Указа Президента Российской Федерации «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» от 16.12.93 г. установлено, что граждане, должностные и юридические лица подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

а) за нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель, противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель, для граждан штраф составляет от одного до трех, для должностных лиц – от трех до десяти, для юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

б) за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, для граждан штраф равен от трех до пяти, для должностных лиц – от пяти до десяти, для юридических лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

в) за нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв, использование земельных участков не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, систематическое невнесение платежей за землю, для граждан и должностных лиц штраф составляет от трех до десяти, для юридических лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;

г) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательства для граждан штраф равен от пяти до десяти, для должностных лиц – от десяти до двадцати, для юридических лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Контрольные вопросы и задания.1. Что входит в задачи государственного экологического контроля? 2. Перечислите полномочия должностных лиц органов государственного экологического контроля. 3.

Какие экологические требования нужно соблюдать при размещении земельных массивов землевладений и землепользований? 4. Перечислите экологические требования при проектировании и строительстве хозяйственных объектов на территории землевладений и землепользовании. 5.

Какие экологические требования следует соблюдать при эксплуатации земельных угодий? 6. Назовите задачи государственных органов, осуществляющих государственный земельный контроль. 7. Какие функции осуществляет Государственный земельный комитет РФ? 8.

Расскажите о правах государственных инспекторов по использованию и охране земель.

Источник: https://lektsii.org/1-7005.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.