Основные понятия налогообложения

Основные понятия системы налогообложения

Основные понятия налогообложения

Частные налоги.

Налоговые правонарушения.

Права и обязанности налоговых органов.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Налоговая система РФ.

Классификация налогов.

Основные понятия системы налогообложения.

План

ЛЕКЦИЯ №

Управления и экономики здравоохранения

Кафедра фармацевтической технологии,

Министерство образования и науки РФ

НИУ «Белгородский государственный университет»

Фармацевтический факультет

ДИСЦИПЛИНА: «Управление и экономика фармации»

РАЗДЕЛ: «Бухгалтерский учет в аптечных организациях»

ТЕМА: «Налогообложение аптечных организаций»

Белгород – 2011

Существует целый ряд определений понятия «налог».

Налог – обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в доход государства.

Налог – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Налог – установленная законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов публичной власти.

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налог устанавливается законодательной властью в одностороннем порядке.

Функции налогов:

1. Фискальная – через налоговую систему государство формирует денежные фонды, необходимые для выполнения хозяйственно-политических функций;

2. Регулирующая – государство изменяет условия налогообложения, то есть вводит одни налоги и отменяет другие, применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, чем способствует решению социально-экономических проблем;

3. Стимулирующая – маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует технический прогресс и инвестиции в базовые отрасли экономики;

4. Распределительная – с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход, аккумулируемый в бюджете, в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.

Принципы налогообложения:

§ Обязательность – принудительность и неотвратимость уплаты налога;

§ Стабильность – устойчивость налоговых ставок в течение ряда лет;

§ Равнонапряженность – равномерное распределение налогового бремени среди налогоплательщиков с целью равнозначности налоговой нагрузки среди субъектов с разными уровнями дохода;

§ Социальная справедливость – проявляется в таком установлении налоговых ставок и льгот, чтобы все налогоплательщики были в приблизительно равных условиях, а налогоплательщики с низким уровнем доходов – в щадящих условиях.

Налогообложение представляет собой определенным образом организованный процесс, включающий следующие элементы:

Субъект – лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Объект – юридические факты, которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог (доход, имущество, сделка).

Единица – основа измерения объекта налогообложения.

Налоговая ставка – установленный государством размер налога на единицу обложения. Различают твердые и долевые налоговые ставки.

Твердые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения, долевые – выражаются в долях объекта обложения (если в сотых долях – процентные ставки).

Долевые ставки, взимаемые прямо пропорционально величине объекта обложения, называются пропорциональными. Если ставки возрастают по мере роста величины объекта обложения, то они называются прогрессивными.

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством.

Порядок исчисления налогов:

Ø У источников изъятия налога;

Ø По декларации;

Ø По кадастру.

При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, предшествующее получение дохода.

При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основе декларации налоговый орган рассчитывает налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. В некоторых случаях налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно в установленный срок.

При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который устанавливает перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливающий среднюю доходность объекта обложения. Для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса.

В современной налоговой системе используются, в основном, два способа изъятия налога – у источников и по декларации. При взимании налога у источника, то есть в момент выплаты дохода, объектом налогообложения является фиксированный доход, по декларации – нефиксированные доходы, в том числе при множестве их источников.

Методы учета базы налогообложения:

§ Кассовый методдатой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности иным способом. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 000 000 рублей за каждый квартал.

§ Метод начисления – доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав.

Методы налогообложения:

1. Равное

2. Пропорциональное

3. Прогрессивное

4. Регрессивное.

При равном налогообложении для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога.

При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка налога не зависит от величины базы налогообложения. С ростом базы налог возрастает пропорционально.

При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. В противоположность прогрессивному методу налогообложения при использовании метода регрессии с ростом налоговой базы происходит сокращение размера ставки.

Источник: https://studopedia.ru/1_114960_osnovnie-ponyatiya-sistemi-nalogooblozheniya.html

Понятие налога и сбора

Основные понятия налогообложения
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Понятие налога и сбора

Понятия “налог” и “сбор” – одни из важнейших в налоговом законодательстве.

Действующим на данный момент российским законодательством понятие налога и сбора раскрывается в статье 8 НК Российской Федерации. Данная статья уделяет внимание определению таких основных понятий налогового права РФ, как налог и сбор.

Значение налогов и всей системы налогообложения состоит в том, что с их помощью публичная власть изымает у собственников – юридических и физических лиц – определенную долю, составляющую их доходы (прибыль) и имущество, которая впоследствии перенаправляется в централизованные фонды публичных финансов – бюджеты. Таким образом, налоги выступают в качестве основного, хотя и не единого источника финансирования как органов государственной власти, так и региональных органов за счет исчисленной плательщиками части своих доходов.

Один из основополагающих терминов налогового права РФ сейчас прямо определяется кодексом как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государственных органов и (или) муниципальных образований».

И из самого определения понятия «налог», данного законодательством в кодексе, можно выделить основные четыре его признака:

  • обязательность характера платежа;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • форма уплаты – денежная (основная для налогов и пошлин);
  • цели налогообложения – публичные.

Под обязательным характером платежа имеется в виду то, что обязанность производить исчисления определенной части из своих доходов (прибыли) – обязанность всех плательщиков (физических лиц и организаций). Значение индивидуальной безвозмездности заключается в том, что после уплаты налогов возникновение обязанности перед государством сделать конкретные действия в пользу плательщика не происходит.

Источник налогов и их структура

Источник налога – это показатель, который отражает резерв, с помощью которого плательщики (как физические лица, так и организации) налога осуществляют свою обязанность по их уплате.

Источников, из которых может быть уплачен налог, существует два – прибыль плательщиков и их капитал.

В качестве примера – источником налога с транспортного средства может выступать или прибыль, которая получена в результате использования данного транспортного средства физическим лицом либо организацией, или доходы, вырученные в результате продажи либо его, либо другого имущества.

Однако, следует отметить, что если налог будет все время уплачиваться из капитала, а не из прибыли, то в определенное время он иссякнет, вместе с возможностью взимать налоги. Потому, за исключением чрезвычайных ситуаций, системе налогообложения следует затрагивать именно доходы плательщиков.

В любом нормативно-правовом акте, вводящем какой-либо налог, имеются ведомости, которые являются необходимыми для утверждения: лиц-плательщиков, сумму их налоговых обязанностей из доходов (прибыли) и имущества, сроки выполнения и др.

Структура налога – это и есть совокупность выше определенных объектов. Всю массу элементов налогообложения законодательство делит на такие группы: основные элементы (без которых нельзя считать обязательство, закрепленное в нормативно-правовом акте, определенным), факультативные элементы и дополнительные элементы.

Статья 17 НК Российской Федерации относит к числу основных такие элементы: самих плательщиков налогов, объект, который обкладывается налогом (прибыль и т.д.), налоговую базу и ставку, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, а также сроки его уплаты.

В свою очередь, отсутствие факультативных элементов не сказывается на степени определенности тех или иных обязательств.

Это налоговые льготы, ответственность за нарушения российского налогового законодательства и др. Прямой их перечень определяет Налоговый кодекс РФ.

Дополнительные же элементы более полно характеризуют определенные обязательства и порядок их выполнения. Это предмет, масштаб, единица налога и др.

Классификация налогов и их виды

Классификация налогов по их видам производится по целому ряду различных критериев, затрагивающих их сущность и признаки, объекты обложения налогом и т.д. Так как единой классификации налогов не существует, приведем основные из них:

1. В соответствии со способом изъятия:

Прямые налоги затрагивают непосредственно прибыль и объекты имущества, косвенные – в качестве надбавок к стоимости, не затрагивая напрямую объекты.

Например, налог на добавленную стоимость. Подробно о налоге на добавленную стоимость, как о ярком примере косвенных налогов, говорится в НК РФ. Определяется круг плательщиков налога на добавленную стоимость, объект обложения налогом на добавленную стоимость, операции, не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость и некоторые особенности налога на добавленную стоимость.

2. В соответствии с воздействием:

  • пропорциональные (ставка в виде зафиксированного процента);
  • прогрессивные (ставка растет с увеличением стоимости объекта);
  • регрессивные (ставка падает с увеличением стоимости объекта);
  • твердые (ставка в абсолютной сумме).

3. В соответствии с назначением:

  • общие (не закрепленные за каким-либо направлением);
  • маркированные (закреплены по целевому назначению).

4. В соответствии с субъектом:

  • с физических лиц;
  • с юридических лиц;
  • смешанные.

5. В соответствии с уровнем установления (закреплена в НК):

  • федеральные (на всей территории Российской Федерации);
  • региональные (на территории определенных региональных частей федерации);
  • местные (устанавливаются местным самоуправлением в соответствии с кодексом и прочим законодательством РФ).

Определенным налогам соответствуют данные уровни установления. Так, например, транспортный налог и налог на имущество организаций устанавливается на региональном уровне. Единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций — на федеральном. Налог на имущество физических лиц – на местном.

Понятие транспортного налога, как и единого социального, налога на добавленную стоимость, имущество физических лиц, а также других федеральных региональных и местных, определяется в соответствующих главах Налогового кодекса РФ, а также соответствующем законодательстве региональных единиц.

Функции налогов и их значение, срок уплаты налогов

Основных функций налогов всего четыре: фискальная функция (налоги обеспечивают бюджеты), регулирующая функция (регуляция уровня дохода населения), социальная функция (поддержка слоев населения с низким уровнем дохода и имущества) и контрольная функция (с ее помощью органы корректируют налоговую систему). Некоторыми выделяется еще дестимулирующая функция.

Значение налогов уже прямо затрагивалось по ходу данной статьи – единая система налогообложения имеет, в первую очередь, крайне важное экономическое значение: из единой системы налогов наполняются местные, региональные и государственный бюджеты, поддерживающие существование государственной системы Российской Федерации. Поэтому очевидно, что общее экономическое значение налогов велико.

Единая система налогов, закрепленная в НК РФ, имеет так же большое значение для выполнения функций государственных органов – без них выполнение этих самых функций не представляется возможным.

Вследствие этого, обязанность оплаты налогов закреплена на конституционном уровне, и распространяется как безусловное требование на всю массу плательщиков – физических лиц и организаций.

В этом контексте стоит отметить, что налог не следует расценивать в качестве произвольного лишения имущественного права собственника.

Он является правовым изъятием определенной части собственности, прямо вытекающим из конституционных обязанностей, невыполнение которых является нарушением законодательства.

Определенная дата либо период времени, по истечению которого следует выполнять финансово-правовые обязанности, составляют понятие срока уплаты налогов. Тут первоочередное значение имеет тот факт, что по поводу единого отрезка времени для выполнения всех налоговых обязанностей в НК не закреплено прямых предписаний.

Прямые сроки устанавливаются в различных нормативно-правовых актах российского законодательства: кодексом для налогов федерального уровня, актами субъектов для регионального и местного самоуправления для местного уровня.

Понятие налоговой системы

Система налогообложения представляет собой весь массив (прямые и непрямые, общие и маркированные и т.д.) налогов и сборов, которые взимаются с плательщиков – организаций и физических лиц – в соответствии с НК федерации. Организация системы налогообложения хорошо отображает уровень экономического развития государства.

В основе системы налогообложения стоят закрепленные принципы, в соответствии с которыми она и работает.

Основополагающих принципов всего четыре, хотя принципов второстепенных значительно больше. К основным относятся:

  • принцип справедливости;
  • принцип определенности;
  • принцип удобства;
  • принцип экономии.

То, что система налогообложения строится на данных основах, имеет большое юридическое значение, ведь следование данным принципам способствует построению современной и демократической системы.

Понятие и признаки сбора

Понятие «сбор» определяется в статье 8 НК.

Федеральный кодекс определяет его как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенного права или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор имеет 8 основных признаков. Эти признаки частично совпадают с признаками налога:

  • индивидуальная безвозмездность;
  • свобода выбора;
  • компенсационный характер;
  • состав элементов ограничен;
  • разовый характер;
  • предварительный характер уплаты;
  • соответствие с размером оказанных публичных услуг;
  • отсутствие штрафов.

Виды и система сборов

В соответствии с НК РФ, для налогов и сборов существует одна уже вышеупомянутая классификация. Российский Налоговый кодекс делит налоги на федеральные (единый социальный, на добавленную стоимость), региональные (транспортный) и местные (земельный). Точно также классифицируются и сборы: на федеральные, региональные и местные.

Так, одним из федеральных сборов является государственная пошлина. Понятие государственной пошлины раскрывается в ст. 333 НК РФ. Госпошлина – федеральный сбор, который взимается с лиц, обращающихся в государственные органы.

Кодекс определяет круг плательщиков пошлины, порядок и способы уплаты пошлины, особенности уплаты госпошлины при обращении в разные органы, а также размеры пошлины. Законодательством также определены льготные категории при оплате пошлин, основания возврата пошлины или зачета пошлины.

Понятие системы сборов российским законодательством так же объединяется с системой налогов. И состоит она из совокупности всех действующих на данный момент в государстве сборов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/ponyatie-naloga-i-sbora.html

Основные понятия налогообложения

Основные понятия налогообложения

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Итак, экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Сбор– обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). (статья 8 НК РФ).

Сбор носит разовый характер, в то время как налог требует периодического внесения сумм. Неотъемлемой чертой налога является его общеобязательность, сборы и пошлины уплачиваются в результате свободного выбора плательщика.

ПРИЗНАКИ
налог сбор
обязательность Каждое лицо- налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы
безвозмездность Каждое лицо, уплатившее налог, взамен получает на его сумму какие-либо блага возмездность Лицо, уплатившее сбор, получает взамен юридически значимое действие
уплата в денежной форме Налоги и сборы не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме
финансовое обеспечение деятельности государства Налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов

Рис 1.1. Отличительные признаки налога и сбора

Налогообложение – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых непременно является государство или муниципальное образование, соответствующие органы которого формируют и используют общегосударственные фонды денежных средств для выполнения конституционных функций государства по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Число налогов велико, структура их различна. Тем не менее для каждого из них должны быть четко определены круг налогоплательщиков и основные элементы.

Элементами налогообложения следует считать отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, категории, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом.

Для всех видов налогов установлены обязательные элементы налогообложения. (п.1 ст. 17 НК РФ):

· объект налогообложения, налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики не отнесены НК РФ к «элементам налогообложения», но они должны быть определены в актах законодательства о налоге для того, чтобы налог считался установленным.

Объект налогообложения(п.1 ст.

38 НК РФ) – это «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущества, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, т.е. один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период времени (принцип однократности обложения).

Налоговая база – понятие количественное. Она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта обложения (п.1 ст. 53. НК РФ).

· стоимостная, такой оценке подлежат имущество налогоплательщика, его прибыль, доходы, реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Данные предметы налогообложения могут облагаться налогом лишь в той мере, ив какой они могут оценены в денежной форме.

· физическая, такими характеристиками предмета налогообложения могут быть линейные размеры, вес, объем, количество, технические параметры и др. налоговой базой иногда выступает оцененный в каких-либо физических единицах объем выполненных работ, оказанных услуг и т.п.;

· иная. Предмет налогообложения может характеризоваться по таким параметрам, как производительность, место расположения (это важно для оценки дохода при исчислении налога на вмененный доход), характер выполненных работ (например, ремонтно-строительные работы), оказанных услуг (медицинских, консультационных).

Налоговая база устанавливается применительно к каждому конкретному налогу.

Налоговый период – это срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств.

Налоговый период является основной составляющей в процедуре исчисления налога. До его окончания нельзя приступать к определению и исчислению налоговой базы и самого налога.

Налоговый период служит ориентиром при установлении сроков уплаты налогов. Эти сроки могут наступить только по окончании налогового периода.

Налоговый период не следует путать с отчетным, т.е. с термином, обозначающим срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и предоставления в налоговый орган отчетности.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Иначе говоря, это размер налогового платежа на единицу налогообложения. Ставки устанавливаются в трех формах:

· адвалорные – выраженные в процентах(например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др.);

· специфические – в денежном выражении в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (например, акцизы на большинство подакцизных товаров, транспортный налог и др.);

· комбинированные – сочетание адвалорной (Са) и специфических (Сс) ставок. Различают комбинированные ставки двух видов:

Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

В случаях, указанных в НК РФ, ставки федеральных налогов и размеров сборов могут устанавливаться Правительством Рф в порядке и пределах, определенных НК РФ.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ.

Порядок исчисления налога – это совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой ставки, налоговой базы и налоговых льгот. На стадии исчисления суммы налога ставятся два вопроса: кто из участников налоговых правоотношений исчисляет эту сумму и каков алгоритм (формула) расчета?

При исчислении налога сумму, полученную в результате применения налоговой ставки к налоговой базе, за определенный налоговый период, необходимо уменьшить на сумму льгот по этому налогу, которыми пользуется плательщик.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 и 58 НК РФ).Это обязательный элемент налога, который служит для определения частоты, формы и сроков уплаты налога.

Источник: https://studopedia.su/11_43380_osnovnie-ponyatiya-nalogooblozheniya.html

Налоги. Налогообложение . Кратко. – УчительPRO

Основные понятия налогообложения

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

 Принципы налогообложения

  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность.

    Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

  4. Соответствие Конституции РФ.

    Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.

  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

 Структура налога

  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).

  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).

  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).

  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Системы налогообложения

  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения.

    Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.

  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога.

    Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.

  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога.

    Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.

Функции налогов

  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.

  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.

  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию.

    Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.

  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.

 Виды налогов

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.