Основные черты налогов

Понятие, характерные черты, признаки, налога

Основные черты налогов

Налог – обязательный взнос, уплачиваемый физическими и юридическими лицами, в законодательно установленном порядке.

Пошлина – вид налога на потребление. Взимается с юридических и физических лиц, вступающих в специфические отношения с государством. (Например, таможенные пошлины, государственная пошлина).

Сбор – обязательный платеж за услуги, оказанные им государственными органами.

Квазиналоги – обязательный платеж, установленный не налоговым законодательством (например, лицензионные сборы).

Характерные черты и признаки налога:

1. Налог – это отчуждение части собственности субъекта в пользу государства;

  1. Законность установления и введения;
  2. Это обязательный взнос (ст. 57 Конституции РФ);
  3. Внесение налога в денежной форме;
  4. Безвозмездность уплаты;
  5. Налоги вносятся в бюджет или внебюджетный фонд;
  6. Налог – абстрактный платеж, который при внесении в бюджет не имеет целевого назначения.

Принципы налогообложения.

Это базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере.

Принципы бывают:

I. Экономические – положения, касающиеся целесообразности оценки налогов, как экономического явления.

  1. Принцип справедливости – каждый, независимо от положения платит налоги.
  2. Принцип соразмерности – размер налогов равен для всех;
  3. Максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков (Они должны быть информированы);
  4. Экономичности (затраты на сбор меньше, чем сумма).

II. Юридические

  1. Равного налогового бремени (все в одинаковых условиях);
  2. Установления налогов законами;
  3. Отрицания обратной силы налоговых законов;
  4. Наличие всех элементов налогов в налоговом законодательстве.

III. Организационные принципы

1. Принцип единства налоговой системы;

2. Принцип исчерпывающего перечня налогов;

3. Принцип множественности налогов;

4. Принцип стабильности налоговой системы.

Функции налогообложения.

Функция налога – проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

  1. Фискальная (казна) – формирование и мобилизация финансовых ресурсов;
  2. Распределительная (социальная) – доходы распределяются между различными категориями населения;
  3. Контрольная – посредством налогов контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
  4. Регулирующая – регулирование экономических отношений:

а) стимулирующая – стимулирует развитие;

б) дестимулирующая;

в) воспроизводственная

  1. Поощрительная (для физических лиц за особые заслуги перед Отечеством).

Классификация налогов

I.По способу взимания:

1.Прямые

а) реальные – с учетом предполагаемого дохода;

б) личные – с реально полученного дохода.

2.Косвенные

а) индивидуальные (акции);

б) универсальные (облагаются все товары);

в) фискальные монополии (облагаются те товары, которые находятся под ведомством государства);

г) таможенные пошлины.

II.По уровню управления:

  1. федеральные;
  2. региональные;
  3. местные.

III. По целевой направленности:

IV. По субъекту:

  1. налоги с физических лиц;
  2. налоги с юридических лиц;
  3. смешанные

V. По уровню бюджета:

  1. закрепленные;
  2. регулирующие (разноуровневые).

VI. По порядку введения:

  1. общеобязательные;
  2. факультативные (уплата в компетенции местных органов).

VII. По срокам уплаты:

  1. декадные;
  2. ежемесячные;
  3. ежеквартальные;
  4. годовые.

Налоговая система РФ.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. А также, форм и методов их построения и совокупности взаимоотношений, возникающих в процессе налогообложения.

Налоговая система включает:

  1. Налоговое законодательство;
  2. Налоговые органы;
  3. Теоретическое положение ученых и практиков;
  4. Принципы налоговой политики;
  5. Порядок распределения налогов по бюджетам;
  6. Формы и методы налогового контроля;
  7. Порядок установления и ввода налогов;
  8. Права и ответственность участников налоговых отношений;
  9. Системы налогов, сборов и пошлин.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие виды налогов (ст. 13,14,15):

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы:

  1. На имущество организаций;
  2. Транспортный налог;
  3. На игорный бизнес;

Местные налоги и сборы:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц;

Законодательная основа налогообложения.

1. Налоговый Кодекс РФ, который устанавливает:

а) виды налогов и сборов;

б) основания возникновения и порядок исполнения обязательств по уплате налогов;

в) принципы установления, введения и прекращения действий налогов;

г) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений;

д)формы и методы налогового контроля;

е) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

ж) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц;

з) порядок исчисления и уплаты налогов.

  1. Законы РФ;
  2. Региональные и местные нормативные акты в сфере налогообложения;
  3. Нормативные акты Министерства финансов;
  4. Инструкция ГНС (Гос. налог. службы) о порядке применения налоговых законов.

Установление налога– принятие нормативного акта, посредством которого конкретный платеж определяется (НК).

Введение налога– принятие еще одного нормативного акта, подробно регламентирующего условия, порядок и процедуру фактического взимания налога в бюджет.

Основные элементы налога:

I.Субъект налогообложения (налогоплательщик) – это физические и юридические лица, на которых возлагается обязанность уплачивать налог.

а) носитель налога – лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге;

б) налоговые агенты – лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет налогов;

в) сборщики налогов – уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечислению их в бюджет;

г) резиденты – более 183 дней постоянно проживают и получают доход на территории РФ.

Нерезиденты – постоянно не проживают в РФ, налогообложению подлежат только те доходы, кот. получены на территории РФ.

II. Предмет налогообложения – реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (экономические показатели), с наличием кот. закон связывает возникновение налоговых обязательств.

III. Объект налогообложения – юридические факты, обуславливающие обязанность субъекта уплачивать налог. Это совершение оборотов по реализации, владение имуществом, вступление в наследство, получение дохода и т. д.

IV. Налогооблагаемая база – количественное выражение объекта налогообложения.

Например: земельный участок – предмет; право собственности на землю – объект; площадь земельного участка – налогооблагаемая база.

V. Источник налога – резерв, используемый для уплаты налога:

а) добавленная стоимость (НДС);

б) выручка, таможенная пошлина;

в) себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автомобильных дорог);

г) финансовый результат (налог на рекламу, сбор на содержание милиции, сбор на уборку территории, налог на имущество юридических лиц);

д) чистая прибыль (налог на прибыль);
е) совокупный доход (налог на доходы и все другие, уплачиваемые физическими лицами).

VI. Масштаб налога – установленная законом характеристика измерения предмета налога.

VII. Единица налога – используется для количественного выражения налогооблагаемой базы.

VIII. Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

IX. Налоговая ставка – размер налога, приходящийся на единицу налогообложения.

Виды ставок:

а) в зависимости от способа определения суммы налога:

– твердые (в рублях). База в количественном выражении – штук и т. д.

– Процентные (адвалорные, в %) .

б) в зависимости от степени изменяемости ставок:

– общие;

– повышенные;

– пониженные

в) в зависимости от изменения налогооблагаемой базы:

– равные (равная сумма);

– пропорциональные (для каждого налогоплательщика равная ставка);

– регрессивные (с ростом базы ставка уменьшается);

– прогрессивные (с ростом базы ставка увеличивается)

г) в зависимости от содержания:

– маргинальные (размер указывается в налоговом законодательстве);

– фактические (определяется как отношение уплаченного налога к налогооблагаемой базе);
экономические (определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу).

X. Налоговые льготы– предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать в меньшем размере.

Виды льгот:

1.Изъятия – налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов;

2.Скидки – льготы, направленные на сокращение налоговой базы;

3.Налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада;

4.Перенос или рассрочка платежей.

Налоговые льготы могут предоставляться:

  1. По объекту (изъятия или скидки);
  2. По ставкам (понижение ставок);
  3. По срокам оплаты (перенос);
  4. По отдельным субъектам (сочетание вышеперечисленных льгот – налоговые каникулы)

Формы льгот:

  1. Освобождение от уплаты отдельных категорий лиц;
  2. Изъятия из базы определенных частей;
  3. Установление необлагаемого минимума;
  4. Вычитание из базы определенной суммы;
  5. Понижение ставок;
  6. Вычет из налогового оклада;
  7. Возврат ранее оплаченных налогов (налоговая амнистия);
  8. Отсрочка (рассрочка) платежа.

XI. Порядок и способы исчисления налогов – совокупность действий по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. За налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Стадии исчисления налогов:

  1. Определение объекта налогообложения;
  2. Определение налогооблагаемой базы;
  3. Выбор льгот их применения;
  4. Выбор ставки;
  5. Расчет суммы налога.

Системы исчисления:

  1. Некумулятивная система (налогообложение по частям, например, НДС)
  2. Кумулятивная система (налогообложение с начала года нарастающим итогом).

В зависимости от того, кто исчисляет, налоги бывают:

  1. Окладные (рассчитывают налоговые органы);
  2. Неокладные (рассчитывают другие субъекты)

XII. Порядок и способы уплаты – нормативно- установленные способы и процедуры внесения налогов в бюджет.

Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу.

Способы уплаты

  1. Уплата налога по декларации (в установленный срок представить декларацию);
  2. Уплата налога у источника (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога);
  3. Кадастровый способ – налог взимается на основе внешних признаков, предполагаемой средней доходности имущества (установлены фиксированные сроки уплаты)

Формы уплаты:

– денежная;

– уплата имуществом;

– обращение (взыскание на имущество или дебиторскую задолженность).

XIII. Сроки уплаты – дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

Налоговая документация.

Налоговая документация – это документация для целей налогообложения, кот. фиксирует процесс исчисления налогов, сумму налога и размер налогового обязательства.

Виды:

1.Отчетно-расчетная – налоговые расчеты и декларации;

2.Сопутствующая – содержит данные, необходимые для исчисления налога, кот. расшифровывают и обосновывают данные из налоговых расчетов;

3.Учетные налоговые регистры (книга доходов-расходов);

4.Налоговые извещения – документ, кот. вручается налогоплательщику налоговым органом; содержит сведения о сроке оплаты и размере налога.

Источник: https://infopedia.su/11x9c9a.html

Налоги и сборы понятие, признаки, отличительные черты

Основные черты налогов

Согласно ст. 2 НК налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК).

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налога

1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью.

Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия.

Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения.

Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов).

Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

В ст.

8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные отличия сборов от налогов

1. Индивидуальная безвозмездность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается.

Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).

2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.

3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.).

При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.

5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны гос-ва – уже после уплаты сбора.

7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется.

Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия.

Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.

8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.

Источник: https://studopedia.ru/15_107892_nalogi-i-sbori-ponyatie-priznaki-otlichitelnie-cherti.html

Налоги и сборы

Основные черты налогов

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.

) (далее – НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом.

Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность.

За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает.

Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публичноправовой, а не частноправовой (гражданско-правовой), характер, что обусловлено публичноправовой природой государства и государственной власти по смыслу ст. 1 (ч. 1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;

5) нецелевой характер. Основной целью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципального образования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст. 35 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 29 декабря 2004 г.

) (далее – БК РФ), в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.

Налог и иные обязательные платежи. Функции налога

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

2) регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других.

В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес. С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижает количество желающих заниматься этим видом бизнеса.

В нормативно-правовых актах налоговых органов, в частности в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 2 июня 1997 г. N 04-01-11 и письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 июня 1997 г. N 04-01-11, отмечается приоритет стимулирующей функции.

Так, НК РФ предусматривает создание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упор при проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видов деятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на “усиление стимулирующей функции налогов”.

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Принципы налогообложения в РФ

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника.

Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г.

N 11-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” и Законов Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и “О федеральных органах налоговой полиции” неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П “По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой”. Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит – к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст.

 8 Конституции РФ.

Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Источник: https://be5.biz/pravo/n005/2.html

Налогообложение в РФ

Основные черты налогов

7. Специальные налоговые режимы.

7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:

– по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.

Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.

Для организаций:

  1. налога на прибыль организаций;
  2. налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Для ИП:

  1. налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  2. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: – ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); – осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; – при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; – а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)

После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):

– сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; – госпошлины; – водного налога; – транспортного налога; – земельного налога; – налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; – страховых взносов; – взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

Ограничение на переход и применение.

  1. Ограничения по доходам.
  2. Ограничения по видам деятельности.
  3. Ограничение по структуре организации.
  4. Ограничение по структуре уставного капитала.
  5. Ограничение по средней численности работников.
  6. Ограничения по стоимости имущества.
  7. Ограничения по использованию различных систем налогообложения.

Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: – организации, имеющие филиалы и (или) представительства; – банки; – страховщики; – негосударственные пенсионные фонды; – инвестиционные фонды; – профессиональные участники рынка ценных бумаг; – ломбарды; – частные нотариусы и адвокаты; – бюджетные учреждения; – иностранные организации; – организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)

ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.

Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:

1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров;

6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке

Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.

ЕНВД отменяет налоги: – налог на прибыль; – налог на имущество организаций; – НДС (кроме таможенных и агентских налогов).

7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).

Патентная система налогообложения (далее – ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ:
– занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.

Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.

N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».

Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 “Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения”

В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).

Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).

До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику

Источник: https://provizor24.ru/blog/about_nalogi_text

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.