Границы земель общего пользования

Содержание

Особенности пользования землей общего пользования и ответственность за самозахват территорий

Границы земель общего пользования

В рамках населенных пунктов выделяются различные категории земель, которые могут использоваться в соответствии с их целевым назначением. Одной из таких категорий являются земли общего пользования.

Что именно относится к этой категории и как эти земли можно использовать?

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Границы земель общего пользования
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Земля общего пользования: определение, правовой режим, нормы и правила использования

Границы земель общего пользования

Последнее обновление: 17.02.2021

Земельные участки, расположенные в России, имеют разное целевое назначение.

Наделы для общего пользования позволяют людям воспользоваться пространством для собственных нужд без уточнения разрешения для проведения мероприятий.

При отсутствии ограждения частной территории, она является общедоступной для других людей. Последние могут проводить там время по-своему усмотрению без причинения вреда собственнику.

Территория общего пользования – это надел, который позволяет людям пользоваться землей и находиться там без ограничений по времени. Они имеют полное право собирать грибы, ягоды на данной территории, посещать культурные объекты.

В законодательных актах не уточняется перечень, где указывается, какие именно земли относят к такому правовому статусу. В правовых актах описана только расшифровка и санкции за несанкционированное завладение наделом.

В юридической практике такие территории представлены и за пределами города для использования. Здесь можно выделить не менее 3 категорий территорий, используемых неограниченным количеством людей.

К землям населенного пункта, имеющим представленный статус, относят:

  • все что находится на улице: дороги и проезды, дворовая территория;
  • парковые зоны и пляжи, водоемы;
  • лесополоса;
  • площади и бульвары;
  • полигоны для вывоза отходов, недостроенные здания, иные площадки, которые используются для нужд субъектов.

Также выделяют земельные территории с расположенным на них лесом, беговыми полосами. Права на использование и приобретение данной категории земли не может оформляться документально, поэтому статус вытекает из права использования природных ресурсов.

Третьей категорией становится публичный участок. На основании стать 262 ГК, можно использовать такой участок в качестве общего, если доступ к нему не запрещен. Здесь стоит отметить и наделы, которые приобретены уже в частную собственность, но не огорожены гражданином. То есть каждый человек приобретает право для прохода через чужой участок.

Правовой режим

Территория общего пользования и Земельный кодекс оговаривает все требования по использованию земельного надела. Согласно действующим правовым актам, надел для общего использования обязан находиться во владении государства или же организаций местного муниципалитета. Такие наделы запрещается приватизировать по закону.

Территория для общего пользования это наделы для использования всеми людьми. Площадь вправе быть огорожена специальным забором, что позволяет показать запрет людям для времяпрепровождения на указанном пространстве. Если владелец территории  никак не обозначил это владение, то любой человек вправе пройти через надел без ограничений.

Основа для выполнения – это хорошее отношение к чужой собственности, соблюдение выдвинутых требований от собственника, а также не причинение ущерба земельному участку.

При возникновении его человек должен выплатить штраф. В законодательной базе оговаривается возможность неограниченного использования территории на бесплатной основе.

То есть каждый гражданин вправе получить необходимые удобства и использовать их на выделенном наделе.

Регулирование вопроса о землях общего пользования лежит на ключевых нормативных актах – ГК и ЗК. Именно они регулируют все основные вопросы, в том числе эксплуатацию любого статуса земель, расположенных в городе или деревне.

ГК оговаривает статусы, а также утверждает основные требования для приобретения и владения наделом. В правовом акте используется подробная информация о статусе назначения. ЗК контролирует человека, чтобы он использовал земельный участок в соответствии с выделенным целевым назначением.

Особенность земельных участков общего пользования – статус принадлежит сразу нескольким правовым институтам. Именно поэтому на них распространяются и местные правовые акты.

Но распространяться нормативная документация может только в том ситуации, если она не противоречит федеральному законодательству.

То есть федеральное законодательство должно исполняться в первую очередь, если происходит конфликт между правовыми актами.

Что грозит за самовольный захват чужого участка

Ответственность за незаконный захват земельного участка указана в статье 7.1 Кодекса об административном правонарушении. Также данная ситуация может попадать под уголовную статью, если истец докажет, что самозахват сопровождается иными нарушениями. В частности, мошенническими действиями.

Штрафная санкция зависит от нескольких критериев:

  • постановка на кадастровый учет;
  • ценовой диапазон.

Вся административная ответственность указана в КоАП. Вне зависимости от статуса правонарушителя – собственника земли, штраф будет фиксирован. Штрафная санкция зависит от цены земли:

  • юридическое лицо заплатит 3%, но не менее 100 тысяч рублей;
  • должностное лицо заплатит 2%, но не меньше 20 тысяч рублей;
  • физическое лицо оплачивает 1,5%, но не более 5 тысяч рублей.

Если должным образом оценка не была проведена, то фиксированная стоимость по штрафу составит:

  • для юридических лиц 300 тысяч рублей;
  • для должностных он составит 50 тысяч рублей;
  • физические лица должны будут уплатить 10 тысяч рублей.

Все штрафы уплачиваются через банк по указанным реквизитам в платежке.

Примеры самозахвата

Люди присваивают земельные участки разными методами. Объектами для этого становятся наделы как частного типа, так и общественного. К примеру, путем застройки с захватом. Если гражданин не позаботился о проезде других людей и захватил самовольно землю, поставив ограждение, то это нарушение прав иных владельцев.

Собственники участков, на которые невозможно проехать по причине самовольного захвата, вправе подать жалобу в уполномоченный орган.

Сюда относят:

  1. Самовольный захват при отсутствии документального подтверждения права владения. К примеру, когда человек еще не оформил документы в уполномоченном органе, но уже начинает действия на земле общего пользования.
  2. Специальный выброс имущества на общую территорию, образование свалки ненужных вещей и деталей.
  3. Все операции, которые привели к загрязнению надела химическими элементами или радиоактивными, стоками или вредоносными бактериями.
  4. Все операции, которые привели к порче и уничтожению плодородной почвы. Такое часто встречается при бесхозяйственной эксплуатации надела, после чего слой становится истощенным, зарастает растительностью.

К незаконному захвату часто относят и территорию для парковки. Многие граждане делают ленты и тросики, чтобы освободить себе место под парковку. Масштаб нарушения предполагает в себе глобальный характер.

Самозахват части общей территории –реальность, а не прихоть конкретного автомобилиста. Земельный участок принадлежит МКД. Он не вправе устанавливать столбы, если не выкупил участок.

Земли в таком статусе возможно огородить только при наличии подтверждающего документа о праве владения и выкупа.

Захламление общих территорий

Захламление общих территорий – это несанкционированные действия на землях. Это еще может быть хлам, который бывает на территории МКД или в подъезде. Соседи часто оставляют в подъездах коляски, отходы, сундуки с овощами на зиму и другими предметами. Захламляется подвал, ступеньки и промежуточные повороты между этажами.

Это прямое нарушение правовых актов и права других людей пользоваться общей территорией. Поэтому при выявлении такого случая необходимо подавать жалобу и наказывать правонарушителя по всей строгости закона.

Заказать бесплатную консультацию юриста

Источник: https://urist-bogatyr.ru/article-item/zemlya-obshego-polzovaniya/

Почему обязательно нужно межевать земли общего пользования (ЗОП) в СНТ

Границы земель общего пользования

СНТ, как форма некоммерческого объединения граждан, имеет право установить гражданские отношения в правовом поле. Этими нормами отношений устанавливаются особенности пользования собственностью, финансирования и управления. Межевание земель общего пользования (сокращенно ЗОП) — часть подобных гражданских взаимоотношений, которые характерны для садоводческого объединения.

Межевание земель общего пользования в СНТ

Для чего нужно размежевание границ ЗОП?

Под межеванием земель общего пользования СНТ понимается кадастровая процедура, проводимая для установления границ участка с определением его площади, указанием месторасположения и ориентации в пространстве. Также к ЗОПам относятся:

  • Дороги и область проходов;
  • Участок под зданием магазина, газообменного пункта, сторожевые будки и тому подобное объекты;
  • Территории с аналогичным характером использования.

Землёй общего пользования считается любая территория в СНТ, не размежеванная как отдельный земельный участок.

Земли общего пользования СНТ в кадастре

Зачем СНТ межевать ЗОПы?

  1. Необходимость проведения официальной регистрации сооружений, а также лицензирования и получения разрешения на введение в эксплуатацию;
  2. Для снижения риска возникновения споров при определении смежных границ;
  3. Для устранения возможных обвинений в проведении самовольного захвата земли;
  4. В качестве защиты прав СНТ, если наблюдается акт посягательство на целостность границ участка.

Без межевания земель общего пользования нельзя увеличить участки владельцев за счёт общей территории.

Собрание СНТ при межевание ЗОПов

Межевой план участков СНТ с зафиксированными документально границами даёт возможность владельцам смежных территорий свободно совершать законные юридические действия. Межеванием участков занимаются кадастровые инженеры.

Документы для межевания участков ЗОП

Процедура межевания ЗОПов обязательна с января 2018 года . Без выполнения кадастровых работ собственники не могут совершать юридических действий с участком. Поэтому стоит заранее знать, какие документы собирают, чтобы провести межевание территории общего использования СНТ, список ниже:

  • Генеральный план СНТ
  • Оригинал и копия договора об аренде недвижимости или земельного участка;
  • Действительный кадастровый паспорт на землю;
  • Подготовленный проект размежевания земли;
  • Технические документы на данную территорию СНТ;
  • Копия паспорта заявителя;
  • Документы о назначении председателя;

Пример генплана СНТ

Инициировать процедуру межевания может председатель СНТ или арендатор.

Особенности межевания территории СНТ

После того, как бумаги подготовлены и инженер для размежевания ЗОП найден, процедура выглядит следующим образом:

  1. Кадастровый инженер выезжает в СНТ для съёмки границ территории общего пользования.
  2. Готовится схема межевания границ, согласовывается с соседствующими землями, подписывается акт согласования границ.
  3. Межевой план оформляется по стандартам, подаются документы для регистрации в кадастре.

В кадастровом межевании нет явных сложностей, однако имеются некоторые нюансы. Первое, что стоит помнить – лучше заранее обговорить нюансы процедуры с инженером, сколько и за что придется заплатить, а какие услуги не входят в сервис.

Разметка границ участка для межевания

Второе – инициатор определения и закрепления границ участка на общей территории СНТ должен быть готов к проявлению несогласия со стороны других участников. До начала размежевания границ участков информируют владельцев соседних земель .

Даже при споре, сосдеи не предотвратят процедуру, но имеют полное право обратиться в суд в течение 15 лет.

Несогласия со стороны соседей на процедуру и предоставление необходимых документов могут препятствовать в межевании, поэтому получить согласие участников – это для инициатора главное.

Третье – лучше лично присутствовать при определении границ участков. Это не является обязательной мерой, однако избавит заявителя от лишнего волнения и позволит самостоятельно оценить ситуацию.

Уточнение границ ЗОПов проходит в течение 60 дней. Этот период нужен для полного оформления – от дня подачи заявления до получения готового результата.

Стоимость межевания земли СНТ зависит от размера территории и составляет 30-60 тысяч рублей в среднем. За отдельную стоимость предлагают согласование границ с другими участками, подачу документов в МФЦ.

Что содержится в деле о межевании?

После определения границ участка, прилегающего к территории общего пользования, на руки выдается межевой план или дело, состоящий из двух частей:

  1. Текстовая – исходная информация и используемые при работе сведения;
  2. Графическая – это графическое изображение территории СНТ. Изображается в виде чертежей и схем, передающих геодезические особенности места.

Схема расположения участка для межевого плана

Обязаны ли проводить размежевание ЗОПов СНТ?

Согласно закону № 217‑ФЗ проведение кадастровых работ по уточнению границ земель СНТ являются обязательными до 2024 года. Однако это актуально только в ряде случаев:

  • Планируется заключение сделки с землей – купля-продажа, завещание и прочее;
  • Разбирательства, в которых необходимо предоставить подтверждение прав на участок;
  • Есть необходимость объединения или разделения территории;
  • Участок в конкретном СНТ имеет высокую ценность;
  • Владельцу требуется определить точную площадь принадлежащего ему надела;
  • Требуется исправление ошибок в кадастровых реестрах.

Руководство СНТ не имеет законного права самостоятельно инициировать мероприятия по межеванию территории. Вся земля не является собственностью садоводства, поэтому без согласия владельцев на процедуру ничего не будет происходить. Однако в интересах владельцев земель перепоручить заняться межеванием руководству товарищества.

Владелец получит массу ограничений по распоряжению имущества, если участок не размежеван. Землю нельзя будет продать, подарить и прочее. Относительно территорий, которые считаются общими, то размежевание может происходить только в случае наличия согласия большинства владельцев участковых наделов в СНТ.

Юридические вопросы и споры по межеванию

Наиболее часто возникает один вопрос – межевые споры владельца участка с соседями. Причиной этому может быть преимущественно проведение процедуры самовольно и без предупреждения. Согласие соседствующих владельцев участков не нужно, но поставить в известность – обязанность инициатора.

При наличии разногласий по межеванию участковых границ на территории садоводческого товарищества несогласная с результатами работ сторона имеет право обратиться в суд. При наличии законных оснований, суд может постановить повторное размежевание участка.

акт согласования границ участка с соседями

Суд не единственная инстанция, куда обращаются для решения межевого конфликта. Заявление можно передать в органы земельного контроля. При наличии административного нарушения обращаться можно в Федеральную службу госрегистрации.

Если вам необходимо провести кадастровые работы или у вас есть вопросы, можете оставить заявку на нашем сайте.

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/geoplys/pochemu-obiazatelno-nujno-mejevat-zemli-obscego-polzovaniia-zop-v-snt-5fac3f01f68a6a3a7844cffe

Особенности межевания земли общего пользования в СНТ

Границы земель общего пользования
Установление границ земельных участков и проведение процедуры межевания может применяться к землям различного назначения, в том числе и к участкам, входящим в состав садоводческого некоммерческого товарищества.

Под СНТ понимается некоммерческое объединение граждан, осуществляющих пользование наделами, при этом эксплуатация такого рода земель осуществляется с учетом установленных рамок гражданских взаимоотношений.

Параллельно с таким понятием широко применяется аббревиатура ЗОП – земли общего пользования, которые не являются собственностью отдельных лиц и непосредственно используются владельцами или пользователями прилегающих к ним участков.

К таким землям относят дороги, проходы, детские площадки – фактически, все территории, что входят в состав СНТ, но не определены в качестве отдельного участка.

Необходимость установления границ такого рода земель может быть вызвана рядом причин, среди которых содержится определение межи собственности, оформление документов, защита своих прав и т.д.

Цели установления границ ЗОП

Основными целями проведения межевания земель общего пользования, входящих в состав территории СНТ, являются следующие:

  • Уточнение границ участков, их площади, а также конфигурации участков;
  • Снижение риска возможности возникновения споров относительно смежных с соседями границ или обвинений в проведении самозахвата территории;
  • Обеспечение возможности получения документов, подтверждающих право собственности;
  • Защита прав владельца в случае, когда относительно земли замечены неправомерные действия в плане посягательства на его собственность;
  • Возможность законного увеличения площади надела путем прирезки дополнительных территорий, не имеющих своего владельца;
  • Получение разрешения на строительство по упрощенной схеме.

Порядок проведения

Порядок проведения процедуры установления границ для земель, входящих в состав СНТ, несколько отличается от того, который используется по отношению к участкам, находящихся в собственности одного лица или организации.

Данный факт связан с тем, что участки не имеют единоличного владельца и все организационные процессы могут осуществляться только при наличии согласия пользователей наделами.

Общее собрание и заключение договора

Поскольку процедура межевания будет применяться к землям, входящим в состав СНТ и оплата за оказание такой услуги будет взыматься с каждого из пользователей участка, решение о необходимости установить границы участков и земель общего пользования также принимается всеми лицами, имеющими право голоса.

Для принятия такого решения необходимо инициировать проведение общего собрания, на котором путем общего ания выносится решение как о возможности инициирования процедуры установления границ, так и о том, в какую организацию потребуется обратиться для того, чтобы провести межевание.

На собрании озвучиваются цели межевания, условия работы с определенной геодезической организацией, а также цена процедуры как в общем, так и разделенная на каждого из пользователей земли.

Решение в такой ситуации принимается на основании положения о кворуме и принятия решений (необходимого перевеса для возможности утверждения того или иного действия).

Необходимые документы

Для возможности обращения в геодезическую организацию и инициированию определения границ участка необходимо будет заранее подготовить пакет документации, положенный в таких случаев.

Так, в частности, потребуются:

  • Документы, которые свидетельствуют о праве на пользование участком или получении его в собственность;
  • Документальное подтверждение факта возникновения права собственности. В качестве него может выступать свидетельство о получении участка, выданное местной администрацией, а также договор купли-продажи или другой документ, который может служить основанием для эксплуатации земли любым лицом;
  • Общая схема товарищества, которая будет заверена правлением. Данные материалы могут быть использованы при непосредственном межевании, в частности, инженер будет руководствоваться сведениями при определении границ земли, которую потребуется включить в межевой план;
  • Протокол общего собрания товарищества, на котором был назначен действующий на данный момент председатель.

Геодезические работы являются основной частью осуществления определения границ участков, входящих в состав СНТ, а также межей прохождения земли общего пользования.

Предварительно инженер должен ознакомиться с имеющимися документальными данными относительно таких территорий и принять во внимание всю информацию о координатах границ, которая имеется в наличии. Имеющиеся данные специалист может взять за основу для проведения дальнейших расчетов.

После того, как этап вычислений закончен, кадастровый инженер выезжает на территорию расположения участков, занятых под СНТ, и проводит работу на местности. Такая работа заключается в непосредственном выносе границ в натуру и определении правильности вычисленных им координат.

При установлении фактических границ землепользования в первую очередь принимаются во внимание особенности характера территории и расположения на них природных объектов, в связи с чем потребуется несколько изменить расположение поворотных точек земельных участков.

После того, как все вехи были установлены, потребуется провести согласование установленных границ.

При этом в случае наличия споров по поводу любой из границ специалисты советуют решать такие вопросы путем мирной договоренности, поскольку в противном случае единственным вариантом решения проблемы станет обращение в судебный орган, где на основании предоставленной документации будет принято решение о том, каким именно образом будет проходить граница.

Судебные решения

В процессе установления границ земельных участков СНТ нередко приходится прибегать к обращению в судебный орган.

Необходимость этого может возникать в связи с наличием споров относительно проходящих границ.

Такие споры могут заключаться в том, что владельцы смежных участков имеют различное мнение относительно того, как проходит граница между их участками или же один из пользователей не согласен с тем, как установлена межа.

В процессе рассмотрения таких дел могут приниматься следующие решения:

  • Отказ в рассмотрении дела по причине отсутствия у пользователя участка законных полномочий на опротестование прохождения границ таким образом;
  • Отказ в инициировании разбирательства по причине отсутствия доказательной базы для опротестования границ. Фактически это означает, что лицо имеет возможность протестовать против именно такого расположения участка, имея какие-либо документы или данные (в том числе и свидетельские показания) относительно того, что координаты поворотных точек должны быть установлены в другом месте;
  • Принятие обращения и вынесение решения в пользу истца. В такой ситуации суд рассматривает все предоставленные документы, проводит анализ данных, которые могут свидетельствовать о правоте истца и выносит решение в его пользу;
  • Принятие обращения и при этом на основании рассмотренных данных вынесение решение частично в пользу истца или же в пользу ответчика.

В такой ситуации возможно повторное обращение в суд, если истец все равно не согласен с вынесенным решением или считает его несправедливым.

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях межевания земель общего пользования в пределах СНТ.

Заключение

Итак, межевание земельных участков, что входят в состав СНТ, осуществляется путем привлечения кадастрового инженера геодезической организации, который производит анализ предоставленного плана территории товарищества и прочие документальные сведения, проводит геодезические работы на местности и составляет межевой план.

Решение о проведении процедуры установления границ должно осуществляться на основании ания на общем собрании членов товарищества, как того требует установленный порядок.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/snt-obshie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.