Гпк обжалование действий должностных лиц

Содержание

Рассмотрение судами области дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 25 ГПК РФ)

Гпк обжалование действий должностных лиц

NНаименование судаКоличество дел
2005 г.2006 г.
1.Воловский21
2.Грязинский118
3.Данковский165
4.Добринский14
5.Добровский57
6.Долгоруковский40
7.Елецкий городской2822
8.Елецкий районный43
9.Задонский125
10.Измалковский04
11.Краснинский03
12.Лебедянский77
13.Лев-Толстовский20
14.Левобережный1111
15.Липецкий районный610
16.Октябрьский2717
17.Правобережный2319
18.Советский6755
19.Становлянский52
20.Тербунский04
21.Усманский1320
22.Хлевенский02
23.Чаплыгинский77
Итого по области251216

Таким образом, судами области за 9 месяцев рассмотрено 216 дел изученной категории.

Для определения правильности отнесения судами дел к той или иной категории Липецким областным судом из судов области были запрошены дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих (в тот период – строки 45, 46 статистической отчетности) и дела об оспаривании решений, действий (бездействия) учреждений, предприятий, общественных объединений, рассматриваемые в порядке искового производства (в изучаемый период – строка 23 статистической отчетности).

Для обобщения из судов области поступило всего 215 дел, из них – 179 дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, 18 дел по заявлениям на действия (бездействие) учреждений, предприятий, общественных объединений, 18 дел, рассмотренных в других производствах, в том числе 9 дел об оспаривании нормативных правовых актов (все 9 – из Усманского районного суда Липецкой области).

Анализ поступивших на обобщение дел позволяет сделать вывод, что, несмотря на проведенное в 2005 году Липецким областным судом обобщение судебной практики по публичным делам, судьи допускают ошибки в определении вида производства, в котором следует рассматривать то или иное заявление, неправильно указывая номер строки статистической отчетности, что отражается на судебной статистике.

Ошибочно как публичные суды рассмотрели 12 дел по заявлениям на действия (бездействие) учреждений, предприятий, общественных объединений, не усмотрели спора о праве гражданском и рассмотрели по правилам главы 25 ГПК РФ 10 дел, 4 заявления, рассмотренные в порядке главы 25 ГПК РФ, должны были рассматриваться в ином судебном порядке.

Судьи Елецкого городского суда Липецкой области 4 заявления об оспаривании действий и решений военного комиссариата о призыве в ряды Вооруженных Сил РФ, о постановке на воинский учет вместо производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, рассмотрели в исковом порядке.

По большинству дел, поступивших из Тербунского и Чаплыгинского районных судов Липецкой области, вообще невозможно понять, в каком производстве рассматривалось дело.

Наибольшее количество ошибок в определении вида производства допущено Елецким городским судом Липецкой области. Из 35 направленных из Елецкого городского суда дел по 13 делам неправильно определен вид производства.

Поступившие для обобщения дела по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих распределяются по судам и результатам рассмотрения следующим образом:

Nп/пНаименование судаРезультат рассмотрения
удовл.отк.прекр.Без.рассм.Всего
1.Воловский
2.Грязинский33118
3.Данковский3115
4.Добринский11
5.Добровский224
6.Долгоруковский
7.Елецкий (гор.)4126325
8.Елецкий (рай.)1123
9.Задонский112
10.Измалковский11
11.Краснинский123
12.Лебедянский3317
13.Лев-Толстовский
14.Левобережный54211
15.Липецкий (рай.)2169
16.Октябрьский266317
17.Советский11229446
18.Становлянский11
19.Правобережный79521
20.Тербунский
21.Усманский2338
22.Хлевенский11
23.Чаплыгинский1225
Итого40663835179

За 9 месяцев 2005 года было рассмотрено 251 дело изученной категории. Таким образом, количество дел данной категории по данным статистики за 9 месяцев 2006 года по сравнению с таким же периодом 2005 года уменьшилось на 13,9%.

В соответствии со статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 января 2006 г. N 3-О по жалобе гражданина К.А.П.

на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, “право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод, а закрепляющая его статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с ее статьей 21, согласно которой государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и ее прав (статья 17, часть 2; статья 18 Конституции Российской Федерации). Из этого следует, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (статья 45, часть 2, Конституции Российской Федерации), и спорить с государством в лице любых его органов…

Таким образом, возможность обжаловать принятые органами государственной власти, должностными лицами решения, включая нормативные правовые акты, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих”.

Нормы, содержащиеся в главе 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, развивают положения части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и определяют процессуальные особенности этой категории дел.

Гражданское процессуальное законодательство предусматривает следующие виды производства в суде первой инстанции: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, особое производство.

В порядке главы 25 ГПК РФ рассматриваются дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих; эти дела относятся к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, они имеют общие с публичными делами процессуальные особенности, установленные главой 23 ГПК РФ, а также присущие только этой категории особенности, определенные нормами главы 25 ГПК РФ.

Не все судьи понимают, что нельзя рассматривать заявление одновременно в исковом производстве и по правилам главы 25 ГПК РФ.

Так, Становлянский районный суд Липецкой области 11 октября 2005 года рассмотрел дело “по иску ОАО “Л” к прокуратуре Становлянского района Липецкой области об оспаривании решения (действия) должностного лица в порядке главы 25 ГПК РФ” (цитата из решения).

Приведя в мотивировочной части решения положения статьи 254 ГПК РФ, суд решил: “Удовлетворить исковое заявление открытого акционерного общества “Л” к прокуратуре Становлянского района” (дело N 2-75/2005 г.).

Решение было отменено судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда, правда, не по мотивам неправильного определения судом вида производства, а в связи с нарушением судом принципов непрерывности и непосредственности судебного разбирательства (дело N 33-2045/2005 г.).

Судьям следует обратить внимание на то обстоятельство, что гражданское процессуальное законодательство, действующее в настоящее время, не содержит понятия “жалоба на неправомерные действия”.

Такое понятие имеется в Законе Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, в Инструкции по ведению судебной статистики, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ N 82 от 02 июня 2004 года, осталось в отчете о работе судов и содержалось в утратившим силу Постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан” от 21 декабря 1993 г. N 10. Законодатель в ныне действующем ГПК РФ применяет более точный и корректный термин “Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих”, который и следует употреблять судьям в процессуальных документах, поскольку неправомерность оспариваемых решений, действий (бездействия) суд может установить после разрешения дела по существу. Кроме того, судьям необходимо помнить, что обращение в суд называется заявлением, а не жалобой.

Источник: https://base.garant.ru/33712291/

Глава 25 Гражданского процессуального кодекса РФ

Гпк обжалование действий должностных лиц

  1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

  2. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 – 27 настоящего Кодекса. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

    Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации в связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

  3. Заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

  4. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. 

Статья 256 ГПК РФ. Срок обращения с заявлением в суд

  1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

  2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Статья 257 ГПК РФ. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего

  1. Заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации – в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

  2. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Статья 258 ГПК РФ. Решение суда и его реализация

  1. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

  2. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

  3. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

  4. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

профессиональный адвокат по гражданским делам в Москве

Источник: https://www.advocatemoscow.ru/631-glava-25-grazhdanskogo-processualnogo-kodeksa-rf.html

Как обжаловать действия и решения чиновников?

Гпк обжалование действий должностных лиц

Что делать, если чиновники нарушили Ваши права? Как обжаловать их незаконные действия и бездействие? Как это сделать по новому административному кодексу?

Нередко можно услышать, как люди жалуются на несправедливость законов, на нарушения их прав чиновниками и органами власти.

Вероятно, многие граждане знают о том, что статья 46 Конституции РФ позволяет им обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Но не все знают о том, как это сделать.

Судебная и несудебная защита прав. Что такое жалоба?

Пожаловаться на неправомерные действия чиновников можно двумя способами: вышестоящему чиновнику (органу) или в суд. Процедура подачи жалоб в вышестоящий орган (административный порядок обжалования) и их рассмотрения описана в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Жалоба – это один из видов обращений наряду с предложениями и заявлениями. Согласно закону, жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Жалобы лучше подавать в письменном виде. В жалобе надо указать:

– госорган или фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресуется жалоба;

– свой почтовый адрес, на который придет ответ;

– обстоятельства дела (кто и как нарушил Ваши права);

– свои фамилию, имя и отчество, подпись в конце жалобы.

Бывают случаи, когда должностные лица отказываются принимать жалобы, тогда жалобы надо отправлять почтой ценными отправлениями с описью вложений и уведомлением о вручении. С момента вручения письма и его регистрации в госоргане у чиновников есть 30 дней на ответ. В исключительных случаях срок рассмотрения продлевается еще на 30 дней, о чем заявителя должны уведомить письменно.

За нарушение порядка рассмотрения жалоб (необоснованное увеличение срока, отсутствие ответа) установлен административный штраф в размере 5 – 10 тысяч рублей.

Как правило, органы власти отвечают на обращения и делают это в срок. Однако рассчитывать на содержательный ответ по существу приходится не всегда. В таких случаях лучше обращаться с жалобой в суд, можно это сделать после получения неудовлетворительного ответа от госоргана.

Сразу оговоримся, что подавать в административном порядке жалобы на правонарушающие законы и иные нормативные правовые акты нет смысла. Для обжалования нормативных правовых актов, в том числе законов, установлен особый судебный порядок. В этой статье мы не рассматриваем вопросы обжалования нормативных правовых актов.

Что можно обжаловать?

Закон предусматривает три категории объектов для обжалования: это действия, бездействие и решения.

Обжалование действия может быть уместным, например, в такой ситуации. Вы обратились в госорган с пакетом документов, госорган должен выдать Вам какой-то правоустанавливающий документ.

Вместо этого он отправляет Ваши документы в какую-то комиссию, которая должна подтвердить правильность составления поданных Вами документов. Все это затягивает сроки. Как правило, сейчас все процедуры оказания госуслуг (выдачи гражданам тех или иных документов) очень подробно прописаны в административных регламентах.

И если регламент не предусматривает проверку документов какой-то комиссией, то действия госоргана незаконны, их надо обжаловать.

Пример второй. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам дубликата утерянного документа, Вы приложили все необходимые для этого справки.

Вместо того чтобы исполнить Вашу просьбу, госорган молчит, либо говорит, что Вам надо обратиться в другое учреждение или в министерство, или принести еще какие-то справки.

Иными словами, он не исполняет свою обязанность. Это бездействие. Его надо обжаловать.

И третий пример – правонарушающее решение. Вы обратились в госорган с заявлением о выдаче Вам документа. Госорган рассмотрел Ваше заявление и, уложившись в 30 дней, выдал Вам свое решение: отказать в выдаче документа. Такое решение также можно обжаловать.

Закон называет требования к действиям (бездействию) и решениям, которые можно обжаловать. В результате таких действий или решений должны быть:

– нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы;

– созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов;

– незаконно возложены какие-либо обязанности.

Чьи действия и решения можно обжаловать?

Необходимо уточнить, что в принципе в суд можно обжаловать правонарушающие действия и решения любых лиц, но в особом порядке будут рассматриваться лишь дела в отношении действий и решений определенного круга лиц и органов (глава 25 ГПК РФ, глава 22 КАС РФ).

Старый Закон 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» называл государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения и должностных лиц, государственных служащих, принявших правонарушающие решения, которые можно было обжаловать. Юридически это расширяло возможности обжалования действий и решений практически любых органов и организаций.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) говорит о том, что обжаловать можно действия и решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Таким образом, круг «источников» правонарушающих действий и решений ограничивается только государственно-властными субъектами.

Новый Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ) называет несколько иной состав органов и лиц, чьи действия и решения можно обжаловать: орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные или муниципальные служащие. Что здесь принципиально нового? Появились организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, действия и решения которых можно обжаловать. В качестве примеров таких организаций можно привести государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Как обжаловать в суде действия органов власти?

Статью 46 Конституции РФ, гарантирующую судебную защиту прав и свобод, нельзя было бы применять, если бы не было соответствующей процедуры. Такая процедура была установлена Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Однако с 15 сентября этого года будет применяться процедура, установленная новым Кодексом административного судопроизводства РФ.

Глава 22 КАС РФ описывает процедуру оспаривания действий и решений публично-правовых субъектов подробнее, чем аналогичная глава 25 ГПК РФ (11 статей в новом Кодексе против четырех в старом).

Как и прежде, обратиться за защитой своих прав можно не позднее трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, в суд по месту нахождения органа или должностного лица-нарушителя.

Новый КАС РФ вводит понятие административного искового заявления. Статья 220 КАС РФ устанавливает перечень обязательных требований к такому заявлению. В заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) фамилия, имя и отчество гражданина, его место жительства, дата и место его рождения, номера телефонов, адреса электронной почты гражданина;

3) орган, организация, лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);

4) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);

5) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация или должностное лицо);

6) сведения о правах, свободах и законных интересах гражданина, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием);

7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);

8) сведения о невозможности приложения к заявлению обжалуемого решения и ходатайства об истребовании документов;

9) сведения о предшествующем обжаловании в административном порядке;

10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица;

11) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

К заявлению прилагается квитанция об уплате государственной пошлины. На сегодняшний день размер госпошлины для граждан составляет 300 рублей.

Если гражданин решил воспользоваться в суде помощью представителя, то в заявлении также указываются сведения о представителе. Представитель должен иметь высшее юридическое образование, копия диплома также представляется в суд.

Заметим, что зачастую гражданам трудно разобраться во всех процессуальных тонкостях и хитросплетениях законодательства, поэтому юридическая помощь может потребоваться даже на стадии составления заявления в суд.

Ужесточение требований к представителю формально ограничивает права граждан: им придется обращаться за помощью к профессиональным юристам и платить за это деньги, тогда как ранее представителем мог быть любой человек (друг или знакомый заявителя), который, например, имел практику по определенной категории дел.

Если все требования закона соблюдены, суд принимает заявление к рассмотрению. Суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к гражданину. Если во время процесса по делу решение, на которое жаловался гражданин, было отменено, суд вправе прекратить производство по делу.

Дела об оспаривании действий и решений будут рассматриваться судом в течение месяца, тогда как по ГПК РФ такие дела должны были рассматриваться в течение 10 дней.

На что обращает внимание суд?

Новый Закон устанавливает вопросы, которые должен разрешить суд в процессе рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия):

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия);

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказать нарушение прав и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на гражданина-заявителя. Обязанность доказать правомочность принятия решения или совершения действия и его законность возлагается на ответчика.

Суд может удовлетворить заявление полностью или в части и возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав, либо отказать в удовлетворении заявления. Решение суда вступает в силу через месяц после изготовления в окончательной форме. Не вступившее в силу решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, вступившее в силу – в порядке кассации или надзора.

Какова вероятность выиграть дело?

На вопрос о вероятности выиграть конкретное дело об оспаривании действия или решения госоргана можно ответить, только ознакомившись с его материалами. Вместе с тем нередко заведомо выигрышные на взгляд заявителя и даже юриста дела могут быть проиграны.

Обратимся к судебной статистике жалоб на неправомерные действия и бездействия (в том числе на нарушение избирательного законодательства).

 Рис.1. Рассмотрение районными судами жалоб граждан на неправомерные действия и бездействие (в том числе на нарушение избирательного законодательства) в 2014 году.

За год в суды поступило 162 410 жалоб, из них было рассмотрено 119 438 жалобы, то есть примерно две трети. Из рассмотренных жалоб было удовлетворено 56 510 требований, то есть примерно треть от поступивших и почти половина от рассмотренных заявлений.

Что же случилось с третью жалоб, которые не были рассмотрены? Видимо, они были поданы с какими-то нарушениями (например, не уплачена госпошлина, заявление не подписано, нет копии обжалуемого решения или ходатайства о его истребовании), и поэтому суд оставил их без движения или прекратил производство по делу по каким-то другим основаниям.

Таким образом, статистика показывает, что треть жалоб не проходит даже стадии подачи заявления: граждане допускают ошибки в оформлении документов для суда или подают заведомо негодные жалобы. Получается, что даже сама подача заявления в суд превращается в проблему для трети заявителей.

Те счастливчики, которые преодолели первый бюрократический барьер, имеют серьезные шансы выиграть дело против госоргана: почти каждое второе такое дело выигрывается. Надо отстаивать свои права, тогда государство будет уважать и соблюдать права своих граждан.

Новый КАС РФ оставляет все возможности для оспаривания неправомерных действий и решений государства.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59a0271958166983fcab8be8/kak-objalovat-deistviia-i-resheniia-chinovnikov-5c5172c535dc8400b013e084

Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования

Гпк обжалование действий должностных лиц

Сотрудники государственных учреждений наделены рядом полномочий. Порой, некоторые из них выходят за рамки дозволенного, в связи с этим нарушаются права граждан. Узнаем, как происходит обжалование действий должностных лиц. В каких случаях можно наказать недобросовестного чиновника, куда обращаться с жалобами – это и многое другое читайте в статье ниже.

Основные понятия

Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.

Кто подпадает под понятие должностного лица?

Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.

Например, в круг должностных лиц относятся:

  • приставы-исполнители ФССП;
  • сотрудники прокуратуры;
  • инспекторы налоговой службы;
  • работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
  • чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
  • сотрудники полиции;
  • иные категории служащих.

Важно! Полномочия должностного лица могут следовать из нормы закона, в силу возложенных полномочий, из предписания вышестоящего органа. Этот момент будет важен при рассмотрении жалобы.

Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях. Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст.

46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст.

16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием.

Варианты обжалования

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

В отдельных случаях, вынося официальное решение от имени государства, чиновники или уполномоченные органы обязаны разъяснить порядок обжалования. Например, при вынесении постановления по КоАП РФ, такое право разъясняется автоматически.

Как подается и рассматривается жалоба?

Законодательными актами не утвержден типовой бланк жалобы на действия должностных лиц.

При оформлении и подаче этого документа нужно учитывать требования следующих нормативных актов:

  • Кодекса административного судопроизводства РФ (это базовый акт для подачи жалоб в судебном порядке);
  • ГПК РФ (регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам);
  • АПК РФ (применяется, если подается жалоба по экономическому спору).

Скачать образец жалобы на действия должностного лица

Практически для каждой сферы государственного и муниципального управления применяются профильные нормативные акты. Например, жалобы на действия и бездействия приставов подаются по Федеральному закону № 229-ФЗ.

Сроки обжалования также будут зависеть от характера нарушения.

Выделим ключевые моменты, связанные с соблюдением сроков на подачу жалоб:

  • при обжаловании незаконных действий или бездействия в порядке подчиненности или через суд срок подачи жалобы составляет 3 месяца;
  • жалобы на административные постановления подаются в течение 10 дней после получения копии акта;
  • ведомственными актами может предусматриваться специальный срок на обжалование (например, при подаче жалобы на незаконные действия таможенной службы применяются сроки 10, 15 и 30 дней, в зависимости от характера спора).

Пропущенный срок можно восстановить, если доказать уважительность причин позднего обращения.

При рассмотрении жалобы в суде есть возможность взыскать компенсацию материального ущерба и морального вреда. Например, если юридические лица или граждане подают жалобу в судебном порядке, они могут претендовать на полной возмещение ущерба по ст.

1069-1070 ГК РФ. Такие выплаты осуществляются за счет федерального, регионального или местного бюджета (в зависимости от категории чиновника). Виновное должностное лицо понесет персональную дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Госпошлина при обжаловании

Обычно сумма госпошлины зависит от величины имущественного иска. При рассмотрении прочих вопросов в бюджет государства необходимо оплатить пошлину в следующих размерах:

СуммаКатегория дел
300 руб.Если решение оспаривается физическими лицами
3 000 руб.При обжаловании действий должностных лиц от юридических лиц

Реквизиты для оплаты можно найти на информационном стенде судебного органа, на официальном сайте в сети интернет. При оплате через сторонние организации необходимо проверить правильность указанных реквизитов на сайте и в квитанции. Если платеж перечислят на ошибочный КБК, то госпошлину придется оплатить повторно.

По итогам рассмотрения дела, проигравшая сторона обязана компенсировать понесенные расходы обратившегося. В том числе госорган должен возместить и сумму оплаченной пошлины, если его действия признают незаконными.

Граждане могут обратиться за обжалованием неправомерных действий чиновников. Если будет установлено, что госслужащий допустил нарушение, то суд обяжет ответчика исправить допущенные ошибки и последствия.

Источник: https://zakonportal.ru/zhaloba/obzhalovanie-dejstvij-dolzhnostnyx-lic

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.