Фз о дознании

Федеральный закон от 30.12.2015 № 440-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя»

Фз о дознании

 30 декабря 2015 года                                                                                       N 440-ФЗ

И ДОЗНАВАТЕЛЯ

Принят

Государственной Думой

18 декабря 2015 года

Одобрен

Советом Федерации

25 декабря 2015 года

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27, ст. 2706; N 50, ст. 4847; 2006, N 3, ст. 277; N 28, ст. 2975; 2007, N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст.

4011; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6235, 6236; 2008, N 49, ст. 5724; 2009, N 11, ст. 1267; N 26, ст. 3139; 2010, N 11, ст. 1168; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 27, ст. 3427, 3428; N 30, ст. 3989, 4003; 2011, N 1, ст. 16, 45; N 7, ст. 901; 2012, N 10, ст. 1165; N 24, ст. 3068, 3070; N 31, ст.

4332; 2013, N 9, ст. 875; N 14, ст. 1661; N 27, ст. 3458, 3477; N 30, ст. 4028, 4053; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6997; 2014, N 6, ст. 554, 558; N 30, ст. 4274; N 43, ст. 5792; 2015, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1806; N 24, ст. 3367; N 27, ст.

3981; Российская газета, 2015, 16 декабря) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) пункт 17 изложить в следующей редакции:

“17) начальник органа дознания – должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;”;

б) пункт 25 изложить в следующей редакции:

“25) постановление – любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично; решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, вынесенное в ходе досудебного производства, за исключением обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления;”;

в) пункт 33 после слова “следователем,” дополнить словами “органом дознания, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания,”;

г) пункт 41.1 после слова “прокурора” дополнить словами “, начальника органа дознания”;

д) пункт 47 после слова “дознаватель,” дополнить словами “начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания,”;

2) в статье 6.1:

а) в части третьей слова “начальника подразделения дознания, органа дознания,” заменить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

б) в части третьей.1 слова “начальника подразделения дознания, органа дознания,” заменить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

3) в статье 7:

а) часть первую после слов “орган дознания” дополнить словами “, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания”;

б) часть третью после слов “органом дознания” дополнить словами “, начальником органа дознания, начальником подразделения дознания”;

в) часть четвертую после слова “следователя,” дополнить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

4) часть третью статьи 11 после слов “орган дознания” дополнить словами “, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания”;

5) часть первую статьи 19 после слов “органа дознания” дополнить словами “, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания”;

6) часть третью статьи 29 после слов “органа дознания” дополнить словами “, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания”;

7) в пункте 6 части второй статьи 37 слова “постановления дознавателя” заменить словами “постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя”;

8) пункт 1 части третьей статьи 40.1 изложить в следующей редакции:

“1) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве дознавателя;”;

9) дополнить статьей 40.2 следующего содержания:

“Статья 40.2. Начальник органа дознания

1. Начальник органа дознания уполномочен:

1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;

2) продлевать в порядке, установленном настоящим Кодексом, срок проверки сообщения о преступлении;

3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.”;

10) в части первой статьи 41 слова “или его заместителем” заменить словами “путем дачи письменного поручения”;

11) пункт 18 части второй статьи 42 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

12) пункт 17 части четвертой статьи 44 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

13) в пункте 10 части четвертой статьи 46 слова “суда, прокурора, следователя и дознавателя” заменить словами “дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда”;

14) в части четвертой статьи 47:

а) пункт 10 после слова “следователя” дополнить словами “или дознавателя”;

б) пункт 14 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

15) в статье 53:

а) пункт 10 части первой после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

“2.

Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя, дознавателя краткие консультации, задавать с разрешения следователя, дознавателя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь или дознаватель может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.”;

16) пункт 12 части второй статьи 54 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

17) пункт 5 части четвертой статьи 56 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

18) в статье 57:

а) пункт 5 части третьей после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

б) пункт 1 части четвертой после слов “без ведома” дополнить словом “дознавателя,”;

19) пункт 4 части третьей статьи 58 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

20) пункт 3 части третьей статьи 59 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

21) пункт 3 части третьей статьи 60 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

22) абзац первый части первой статьи 61 после слова “следователь,” дополнить словами “начальник органа дознания, начальник подразделения дознания,”;

23) часть первую статьи 62 после слова “следователь,” дополнить словами “начальник органа дознания, начальник подразделения дознания,”;

24) в статье 67:

а) наименование изложить в следующей редакции:

“Статья 67. Отвод следователя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя”;

б) часть первую после слов “а решение об отводе” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и”;

в) часть вторую после слова “следователя,” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

25) в части первой статьи 72:

а) пункт 1 после слова “следователя,” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

б) пункт 2 после слова “следователя,” дополнить словами “начальника органа дознания, начальника подразделения дознания,”;

26) в части первой статьи 123 слова “органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания,” заменить словами “дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

27) в статье 125:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

“1.

Постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй – шестой статьи 152 настоящего Кодекса, жалобы на действия (бездействие) и решения указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.”;

б) часть вторую после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания,”;

в) часть третью после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания,”;

г) в части седьмой слова “орган дознания, дознаватель,” заменить словами “дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания,”;

28) в статье 139 слова “дознавателя, органа дознания,” заменить словами “органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя,”;

29) часть первую.1 статьи 144 после слова “дознавателя,” дополнить словами “начальника подразделения дознания, начальника органа дознания,”;

30) в статье 155:

а) в части первой слово “прокурору” заменить словами “начальнику органа дознания”;

б) дополнить частью первой.1 следующего содержания:

“1.

1. Копия постановления о выделении в отдельное производство материалов уголовного дела направляется прокурору.”;

31) часть девятую статьи 166 изложить в следующей редакции:

“9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь, дознаватель вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности.

В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия начальника органа дознания выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается, приобщается к уголовному делу и хранится при нем в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства. В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия соответственно руководителя следственного органа, начальника органа дознания. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа, а постановление дознавателя – начальнику органа дознания для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.”.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

30 декабря 2015 года

N 440-ФЗ

Время создания/изменения документа: 11 февраля 2016 12:51 / 11 февраля 2016 12:55

Версия для печати

Источник: https://fssp.gov.ru/2266108/

Дознание как форма предварительного расследования

Фз о дознании

Источник: Дознание как форма предварительного расследования

Формы дознания

В настоящее время различают две формы дознания по уголовным делам – дознание в полном объеме (глава 32 УПК РФ) и сокращенное дознание (дознание в сокращенной форме – глава 32. 1 УПК РФ).

Предварительное расследование в форме дознания в полном объеме производится по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание по уголовным делам проводится в общем порядке, установленном УПК РФ для предварительного следствия. Вместе с тем, имеются и особенности, которые мы рассмотрим ниже.

Сроки дознания

Сроки дознания короче, чем сроки предварительного следствия. По общему правилу дознание в полном объеме производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела.

Однако в случае необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток, а если дознание предполагает проведение большого объема процессуальных и следственных действий либо производство судебной экспертизы, назначенной по делу, срок дознания может быть продлен прокурором города или района (военным прокурором, приравненным к ним) либо их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ или приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Сокращенное дознание должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме.

В случаях, когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать не представляется возможным, срок дознания может быть продлен прокурором до 20 суток.

О продлении срока дознания дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя.

Также необходимо иметь в виду, что дознание в сокращенной форме может быть прекращено и продолжено в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме должен быть засчитан в общий срок предварительного расследования.

Производство дознания в полном объеме

Если в ходе дознания по уголовному делу, которое было возбуждено по факту совершения преступления, получены достаточные данные для обоснованного подозрения лица в его совершении, дознавателем составляется письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Копия этого постановления должна быть вручена подозреваемому. Одновременно ему разъясняются его процессуальные права.

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления подозреваемый должен быть допрошен по существу подозрения.

Копия уведомления о подозрении направляется прокурору.

Ст. 224 УПК РФ предусматривает порядок, при котором в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Особенности избрания данной меры пресечения в ходе дознания будут рассмотрены в одной из следующих публикаций.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, с которым должны быть ознакомлены потерпевший, его представитель, обвиняемый и его защитник. Они также должны быть ознакомлены и с материалами уголовного дела.

После утверждения обвинительного акта начальником органа дознания уголовное дело направляется прокурору.

Прокурор, рассмотрев уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток должен принять одно из следующих решений:

– об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

– о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта требованиям УПК РФ (ст. 255) со своими письменными указаниями. Одновременно прокурор может установить срок: не более 10 суток для производства дополнительного дознания; не более 3 суток для пересоставления обвинительного акта.

– о прекращении уголовного дела;

– о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Кроме того, при утверждении обвинительного акта прокурор вправе исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое, о чем вынести постановление.

Дознание в сокращенной форме

Сокращенное дознание может производиться на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Однако при этом одновременно должны быть в наличии следующие условия:

1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;

2. подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает квалификацию деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

– отсутствуют следующие обстоятельства исключающие производство дознания в сокращенной форме:

– подозреваемый является несовершеннолетним;

– имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера;

– подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК РФ;

– лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;

– подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

– потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

При наличии вышеуказанных условий до начала первого допроса дознаватель разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме. При этом ходатайство о производстве сокращенного дознания подозреваемый вправе подать не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить указанное ходатайство.

Ходатайство, подписанное подозреваемым и его защитником, подается дознавателю в письменном виде и должно быть рассмотрено не позднее 24 часов с момента его поступления.

Постановление дознавателя об удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме или отказе в этом может быть обжаловано прокурору либо в суд.

В ходе дознания в сокращенной форме дознаватель проводит лишь те следственные и иные процессуальные действия, без производства которых может иметь место невосполнимая утрата следов преступления и иных доказательств. При этом с учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель имеет право:

– не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым (его защитником), потерпевшим (его представителем);

– не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения.

Исключение составляют случаи, когда имеется необходимость установить обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах предварительной проверки сообщения о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела , либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспаривается подозреваемым, потерпевшим либо их защитником или представителем соответственно;

– не назначать судебную экспертизу, если есть заключение специалиста полученное в ходе проверки сообщения о преступлении по тем же вопросам, для выяснения которых могла быть назначена экспертиза;

– не производить иные следственные и процессуальные действия, для установления обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, когда эти сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ.

При достаточности собранных доказательств для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, не позднее 10 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме дознаватель составляет обвинительное постановление, которое утверждается начальником органа дознания.

Если составить обвинительное постановление в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, дознание по истечении этого срока должно быть продолжено в общем порядке, о чем выносится соответствующее постановление.

Обвиняемый и его защитник не позднее трех суток со дня составления обвинительного постановления должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела.

При наличии ходатайства потерпевшего (его представителя) указанные лица также должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в этот же срок.

Если завершить ознакомление указанных лиц с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела в установленный указанный срок невозможно, производство дознания на основании постановления дознавателя продолжается в общем порядке.

До окончания ознакомления с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела обвиняемый и его защитник вправе заявить следующие ходатайства:

– о признании доказательств, указанных в обвинительном постановлении, недопустимыми;

– о производстве дополнительных следственных действий, направленных на восполнение пробела в доказательствах по уголовному делу;

– о производстве дополнительных следственных действий, направленных на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение;

– о пересоставлении обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям ч.1 ст. 226.7 УПК РФ.

Если такие ходатайства не поступили либо если в удовлетворении поступивших ходатайств было отказано, уголовное дело с обвинительным постановлением незамедлительно направляется прокурору.

Приглашаем посетить наш сайт “Адвокат в Краснодаре”, а если хотите получать новые советы и интересные публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной и актуальной информацией.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/doznanie-kak-forma-predvaritelnogo-rassledovaniia-5c08064bc2500600aa629021

Статья 40 УПК РФ. Орган дознания

Фз о дознании

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

См. все связанные документы >>>

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которые можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности – ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40);

б) должностные лица определенных государственных органов и формирований (главный судебный пристав РФ, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и зимовок).

Полномочиями по осуществлению ОРД обладают оперативные подразделения: ОВД РФ; органов ФСБ ; федеральных органов государственной охраны ; таможенных органов РФ; федеральной службы исполнения наказаний ; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органа внешней разведки Министерства обороны РФ, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов .

——————————–

См.: ФЗ от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ “О федеральной службе безопасности”.

См.: ФЗ от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ “О государственной охране”.

См.: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314 “Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний”, утвердивший Положение о Федеральной службе исполнения наказаний // РГ. 2004. 19 окт.

См.: ФЗ от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ “О внешней разведке”.

2. Орган внешней разведки Министерства обороны РФ (служба внешней разведки РФ) проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других вышеперечисленных органов (ст. 13 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”).

3.

Расследование в форме дознания производят дознаватели ОВД, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. В соответствии с ч. 3 ст. 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают ОВД, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Вместе с тем следует сказать, что вопрос о полномочиях органов дознания еще не нашел достаточного разрешения ни в теории, ни в нормативном регулировании.

В то время как права и обязанности отдельных органов дознания достаточно четко определены законом, положениями и ведомственными инструкциями, вопрос о полномочиях ряда других органов дознания остается нерешенным либо ввиду сохранения существенных пробелов в правовом регулировании их статуса (так, в нормативных актах о федеральных органах государственной охраны, органе внешней разведки Министерства обороны РФ среди их полномочий вообще не упоминается проведение дознания), либо также потому, что положения уголовно-процессуального закона, регулирующие порядок производства дознания, ipso facto могут относиться к ним лишь частично (начальники зимовок, геолого-разведочных партий).

4. Поскольку в отличие от УПК РСФСР (п. 1 ст. 117) в УПК РФ в числе органов дознания названа не милиция, а органы внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст.

40), требует ответа вопрос, не следует ли считать начальником органа дознания только начальника ОВД и не утратили ли эти полномочия начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности (такие их полномочия были в свое время подтверждены письмом Генеральной прокуратуры РФ и Следственного комитета МВД России от 9 сентября 1993 г.

N 25/15-1-1993 “О процессуальных полномочиях органов внутренних дел”) . Следует, однако, обратить внимание, что согласно уже приводившемуся выше определению, данному в п. 17 ст.

5, начальником органа дознания может считаться не только руководитель, но и “должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом”.

Под это определение подпадает не только сам начальник ОВД, но и начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности и их заместители, а также начальники подразделений дознания (ст. 40.1), т.е.

должностные лица органа дознания, возглавляющие соответствующие специализированные подразделения, которые осуществляют предварительное расследование в форме дознания, а также их заместители (п. 17.1 ст. 5). Согласно Приказу министра внутренних дел от 12 августа 1998 г.

N 493 руководители специализированных подразделений дознания в системе милиции общественной безопасности одновременно являются заместителями начальника милиции общественной безопасности.

В литературе высказана точка зрения, что “если начальник милиции общественной безопасности области считает целесообразным, чтобы полномочиями органа дознания наряду с ним обладали, например, начальник управления главной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) и командир специализированного подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС), он вправе установить такой порядок, поскольку это решение находится в его компетенции… Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ, рассматривая 10 ноября 1992 г. спорную ситуацию по аналогичному вопросу (дело по обвинению Дороша), в частности, признала постановление о возбуждении уголовного дела, утвержденное заместителем начальника отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД, соответствующим ст. 117 УПК (ныне ст. 157 УПК РФ. – А.С.)” .

——————————–

Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. М.: Спарк, 1996.

Марфицин П.Г., Овсянников Ю.В. Субъекты принятия решений в стадии возбуждения уголовного дела // http://lawtech.agava.ru/pub/bstat65.htm. См. также: Марфицин П.Г. Некоторые правовые и организационные проблемы осуществления дознания милицией // Проблемы предварительного следствия и дознания. М., 1995. С. 22 – 25.

Источник: https://RuLaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-40/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.